Фото (Акипресс)

Режиссеры говорят мне, что я не похож на кыргыза, - Марат Амираев, сыгравший Шалкара в веб-сериале «5:32».

Марат Амираев — актер, режиссер. Окончил Кыргызский государственный институт искусств им. Б. Бейшеналиевой. В театре с 2003 года. В 2006 году работал в театре им. В. Маяковского в Москве.
В ноябре в Казахстане стартовал веб-сериал «5:32», рассказывающий о маньяках, орудовавших в середине 90-годов.
Марат Амираев играет Шалкара — бывшего следователя по особо тяжким преступлениям, который давно на пенсии и пытается забыться с помощью алкоголя.

«Будни Шалкара нарушает сотрудник полиции и просит оказать помощь следствию. В городе объявился маньяк, чей почерк схож с убийцей, которого Шалкар ловил в 90-х годах», - описание сериала на «Кинопоиске».
О своей работе в юности, о том, кого играть интереснее, о своей роли Шалкара в «5:32» Марат Амираев поделился с АКИpress.
- Марат, расскажите о своей юности здесь. В юношестве вы ходили в рваных джинсах и высокой обуви, а чем еще вы отличались от сверстников?
 

– Я много читал. В этом и заключалось мое отличие. Как говорят мои друзья, я всегда приносил новости, будь то новая музыка, одежда или даже новое виденье мира.
- Почему вы решили, что работа психотерапевтом – не ваша судьба? Эта слишком нервозатратно?
– Я был медбратом в Республиканском психоневрологическом диспансере. Почему не увлекся? Каждая профессия требует полного включения в свою работу 24/7. Я видел это в своих родителях, но не видел в себе. Во мне не было желания связывать свою жизнь с этим направлением.
- О танцах. Вы действительно работали в ночном клубе? Как?
– Да, я действительно танцевал в ночных клубах. У нас был коллектив с которым я выступал в Б-52 и в нескольких других заведениях. Мы танцевали и были счастливы (смеется).
- Вы снимались в российском кино. Вы чувствовали разницу в уровне производства относительно отечественных картин?
- Укомплектованная съемочная группа, прекрасные условия для работы и соответствующее отношение ко всему. Обуславливается это только тем, что там производится значительно больше продукта, а посему и больше испытанных технологий. Вот и все. Наш кинематограф сейчас находится, я бы сказал, в финале начальной стадии.
- Вам когда-нибудь хотелось насовсем уйти из театра и посвятить себя только киносъемкам?

– Я вовсе не думал когда-нибудь разделять театр с кино. По мне, между ними нет принципиальной разницы. Это все искусство, и искусство коллективное. В конце концов, мне нравится и то, и другое.
- В чем, по-вашему, преимущество театра над кинематографом?
– Даже не знаю, можно ли говорить о каких-то весомых конкретных преимуществах. Ну, в театре тепло и есть время для того, чтобы все правильно обдумать и подготовить. С другой стороны, в театре ведь только один дубль. То есть спектакль – неповторим, в лучшем случае. Есть же и повторяющиеся спектакли, равно как и неинтересные фильмы.
- Вы также являетесь кинорежиссером. Какая-нибудь роль, будь то театральная или в кино, была для вас более трудной и изнуряющей, чем режиссерское кресло?
– Наивно полагать, что актерская работа может быть сложнее режиссерской. Режиссерская роль априори гораздо труднее, так как ты думаешь обо всем сразу.
- Вы говорили, что играть «негодяя» интереснее. Какую подобную роль, которые вы играли, можете выделить среди всех остальных?
– Мне очень нравились роли Дон Жуана, Демона и Отрепьева. Ведь в итоге, этот «гад» становится вам столь понятным и близким. Как говорил Омар Хайям: «Ад и Рай – две половинки одной души».
- О вашей прекрасной работе в «Пугачеве». Должно быть, играть в монодраме гораздо тяжелее, чем когда с тобой на сцене коллеги?
– Играть в монодраме правда тяжелее. Твои партнеры – это свет, звук, зритель и мысли режиссера. Но это и увлекательнее.
- Как вы относитесь к Сергею Есенину? Вы чувствуете с ним какую-то связь? Близок ли он вам?
– Мне определенно близок Сергей Есенин. Я даже думаю, он не до конца раскрыт. Если судить его по «белым березам», то он кажется легким и веселым. А если почитать его «Яр»? Или вникнуть в того же «Пугачева»? Становится ясно, что он переживал за время, в которое жил, да и за весь мир в целом. Он близок мне как личность и как поэт.
- Вы говорили об «околотеатральных сплетнях» и рекламных ходах. Вы не верите в эти рассказы про то, как актер не может выйти из образа?
– Да, по мне так это и есть «околотеатральные сплетни». Человек отдает себе отчет, осознает, что он в образе. Поэтому подобные байки я расцениваю как наигранность, ибо в таком случае все актеры были бы сумасшедшими.

- Вы играли и сыновей, и внуков. А теперь у вас самого сын. Роль отца в реальной жизни тяжела?


– Эта роль поистине удивительна. Дети убеждают тебя в том, что твоя неповторимость — всего-навсего выдумка. Все повторяется, все проходит. Я вылитый отец, а мой сын — это вылитый я. Вы находитесь тут какое-то время, но вы несете в себе определенный код. Поняв это, вы станете счастливым.
С сыном.
- Вы сыграли в забавном музыкальном ролике «Redko – Меньше слов». А вам самому приходилось сталкиваться с недовольством близких, когда вы были слишком заняты работой?
- К счастью, ко мне относились с пониманием. Если ты знаешь, что твой близкий человек сейчас печет хлеб, ты ведь будешь спокойнее, зная, что он занят чем-то важным.
- Казахстан за все время вашей карьеры стал для вас вторым домом?
– Казахстан очень приветлив и доброжелателен. Здесь случилось много интересных проектов. Пользуясь случаем, хотелось бы передать привет нашим кыргызстанским режиссерам. Я редко снимаюсь в кыргызских фильмах, но не потому, что не хочу. Меня попросту редко приглашают. А не приглашают меня потому, что я не похож на кыргыза, как говорят мне наши режиссеры. Здесь же, в Казахстане, таких проблем не возникает. Никто тут не сомневается, что я казах (смеется).
- Сейчас вы снимаетесь в очень популярном среди молодежи веб-сериале «5:32», в котором вы играете фактически главную роль. В своем Instagram вы назвали его «дерзким и честным». Помимо этого, по-вашему, в чем секрет его успеха?
– Секрет успеха, я думаю, знает Алишер Утев. Я вижу его таким, каким хочет видеть его зритель: честным, увлекательным, качественно и профессионально снятым. Согласитесь, каждая работа выполнена на высоком уровне. А когда все на уровне, успех не за горами.
- Сериал сначала знакомит зрителя именно с вами и вашим образом, сильно контрастирующим на фоне молодого Шалкара. Но пересматривая серии, я заметил: вы с Абильмансуром Сериковым внешне совсем не похожи. Не мешало ли это кому-то из вас и кого утвердили на роли/роль первым?
- Его утвердили первым. Когда меня позвали на съемки, почти весь фильм был уже снят. К тому времени, вся линия Мансура была уже завершена. Похожи мы или нет – это не главное. Хотя я думаю все же, что мы похожи. Могу сказать, что Мансур – замечательный актер и я рад, что он играет молодого меня.
- Вы признавались, что Алишер Утев изначально был не полностью удовлетворен вашей интерпретацией и не хотел брать вас на роль. Вас это не оскорбило?
– Сначала меня не утвердили, но позже позвали вновь, так как утвержденный артист не смог принять участие в съемках. Когда меня позвали снова, я первым делом спросил у Утева, что ему не понравилось. Он ответил: тяжелее. У этого героя более тяжелая судьба, чем я показал первоначально. Разве можно оскорбляться из-за того, что режиссер не видел в вас того, кого он хотел? Я считаю это глупость.
- По-вашему, есть ли будущее у телевизионных сериалов, когда почти вся молодежь смотрит эти самые сериалы в онлайн-формате?
– По-моему, будущее за хорошими сериалами, вне зависимости от того, с приставкой веб- они, или теле-.
- Когда и с чем вы планируете вернуться в Кыргызстан?
– Конечно же я вернусь в Кыргызстан и надеюсь, с новым спектаклем, который я представлю публике.
- Какую литературу вы предпочитаете?
– Знаете, все больше и больше я читаю специализированную литературу — по режиссуре или по сценарному делу. Разумеется, я полностью читаю автора, если это мне нужно для роли.
- Кого из зарубежных режиссеров вы считаете самым искусным мэтром?
- Для меня пока Альфред Хичкок – вершина. Рядом с ним Федерико Феллини.
- Ваша первая фотография на странице в Instagram – это совместная фотография со скандально известным Ким Ки Дуком (Ким Гидоком, если правильнее). Вы виделись с ним незадолго до его смерти. Какое впечатление он на вас произвел вживую и какой его фильм вам нравится?
 

– Ким Ки Дук – глубочайший и тончайший человек, совершенно простой в общении. Это подтвердило мою мысль, что если человек прекрасен в чем-то, он прекрасен во всем. Как и его фильмы: глубокие и откровенные, так и он сам открытый и искренний. Очень жаль, что его не стало.
- Что вам нравится в людях и что не нравится?
– Я люблю честных людей и не люблю лгунов.
- Вы чувствуете гордость за себя и осознаете ли вы, что выбрали правильный путь?
– Да, я безусловно рад, что выбрал именно эту стезю. В детстве воспитательница сказала моей маме, что из меня выйдет прекрасный артист. Сейчас я чувствую, что сделал правильный выбор и доволен своей работой. Вывод такой: слушайтесь своих воспитательниц и учителей. Также мне хотелось бы отдельно поблагодарить свою маму Розу Амираеву.
- Чтобы хотели сказать начинающим актерам театра и кино в Кыргызстане?
– Я желаю своим будущим коллегам развиваться. Читайте, увлекайтесь живописью, музыкой, поэзией. Это ваше поле деятельности, и чем больше этого будет в вас, тем сильнее это будет от вас исходить. Вы выбрали прекрасный путь.

Источник: Акипресс (Культура).