Фото (Акипресс)

Новые возможности? Торговля с Китаем выходит на прежние объемы

Объем автомобильных грузоперевозок между Кыргызстаном и Китаем достиг допандемийного уровня.

Информация о показателях товарооборота между странами была озвучена на встрече между представителями правительства Кыргызстана и руководством Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая в формате видеоконференции.

Как отметили в пресс-службе кабмина, стороны обсудили вопрос увеличения объема перемещаемых товаров через пункты пропуска «Торугарт» и «Иркештам». Во встрече принял участие заместитель председателя народного правления Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР Лю Суше. Он подчеркнул, что в настоящее время объем перемещаемых товаров через эти пункты пропуска достиг допандемийного уровня.

Эту информацию подтвердили в Государственной таможенной службе КР. Пресс-секретарь ведомства Гульзада Чубакова сообщила «Азаттыку», что в данное время каждый их двух пунктов ежедневно пропускает более 80 грузовых авто:

- Большинство грузов из Китая в Кыргызстан везут в контейнерах. Кроме того, через КПП «Иркештам» возят грузы на прицепах. Через каждый пункт ежедневно проходят по 70-80 грузовых автомобилей. Это показывает, что грузовые перевозки достигли допандемийных показателей».

Кабинет министров намерен и дальше увеличивать объем грузоперевозок через кыргызско-китайскую границу.

Напомним, объем товарооборота между двумя странами сократился из-за ограничений, введенных во время пандемии коронавируса. За последние 7 лет данные по товарообороту между Кыргызстаном и Китаем таковы: в 2015 году он составил 1 млрд долларов, в 2016-м – 1 млрд 548 млн долларов, в 2017-м – 1 млрд 597 млн, в 2018-м – 2 млрд долларов и в 2019-м - 1 млрд 816 млн. С началом пандемии взаимная торговля между странами остановилась на несколько месяцев, в 2020 году показатели сократились до 700 млн долларов.

В прошлом году торговля немного оживилась, за первые 10 месяцев объем превысил 1 млрд 155 млн долларов.

Сокращение товарооборота сказывается на доходах бюджета страны, так как снижаются таможенные сборы. Почти за два года транзит товаров через кыргызско-китайскую границу, идущей вдоль сократился до 10% от пропускной способности.

Граница с Китаем обычно закрывалась на Курман айт и новогодние праздники. 24 января 2020 года граница была закрыта на неделю по просьбе китайской стороны в связи с Праздником весны в этой стране.

Акылбек Жапаров, с момента вступления в должность председателя кабинета министров, говорил о необходимости увеличения пропускной способности пунктов «Торугарт» и «Иркештам». Тогда он отмечал, что с официальным Пекином ведутся переговоры.

Жапаров заявлял, что объем торговли с соседним государством снизился, потому что прежние власти проводили неправильную политику:

- Предыдущая власть вела неправильную политику. Кроме нас в мире никто не останавливал сотрудничество. Потому что с нашей стороны было требование, чтобы грузы сначала проходили дезинфекцию в Китае, и потом, второй раз, здесь. Со стороны Китая подсчитали возможности, сколько за день можно продезинфицировать грузовых машин, и утвердили, что в день одна таможня будет пропускать 32 машины. Сейчас мы это все отменяем и договариваемся с Китаем.

Китай – основной торговый партнер страны. Власти были давно обеспокоены сокращением товарооборота. Вопрос увеличения грузопотока через КПП «Торугарт» и «Иркештам» поднимался на встрече руководителей двух государств.

Точнее, переговоры об увеличении количества перемещаемых грузов через эти КПП прошли в начале прошлого месяца, во время визита президента Садыра Жапарова в Пекин.

С учетом нынешней геополитической обстановки возобновление торговли с Китаем особенно важно для Кыргызстана. Потому что из-за войны в Украине западные страны ввели санкции против России. Это на себе начал ощущать и Кыргызстан, где ожидаются перебои с поставками некоторых товаров. В этой ситуации Китай считается альтернативным направлением.

КНР, считающаяся основным экспортером не только для Кыргызстана, но и всего мира, поставляет весь ассортимент товаров - от продуктов питания и электроники до одежды, от сырья - до готовой продукции.

Для экономики Кыргызстана особенно важным является восстановление торговли с Китаем, такое мнение выразил эксперт Эрмек Ниязов:

- В этот раз тоже надо воспользоваться возможностями. К примеру, сколько товаров через «Дордой» 15 лет назад мы реэкспортировали в Россию, Сибирь. Можно создать такие условия. Но для этого надо открыть Китай. Если он не будет открыт полностью, то нам будет трудно.

Эксперт уверен, что если отечественные предприниматели смогут торговать с Китаем без препятствий, то в такой сложной ситуации для Кыргызстана появится возможность в полной мере использовать реэкспорт товаров.

Восстановление объемов торговли между странами очень важно для одного из крупных рынков Центральной Азии – «Дордоя». Ранее торговцы данного рынка требовали восстановить объемы грузопотока из Китая.

Источник: Акипресс