Фото взято из открытых источников

Кыргызстан и Казахстан-интеграция 2.0?

3 февраля в парламенте Кыргызстана прозвучало мнение об упрощении перехода границы между Кыргызстаном и Казахстаном. Данную тему поднял лидер фракции «Ата-Журт Кыргызстан» Бакыт Торобаев.

Политик привел в пример переход государственных границ между Союзным государством России и Белоруссии.

«Приведу пример, вот между Россией и Белоруссией нет границ. Поднимайте эту тему, и у нас с Казахстаном не должно быть границы. Россия и Беларусь называются Союзным государством. Мы тоже должны поднять этот вопрос», — сказал он.

Данное заявление Бакыта Торобаева вызвало бурное обсуждение в кыргызстанском сегменте соцсетей. Интеграция и упрощение перехода границы было воспринято как положительно, так и некоторым скептицизмом.   

Со стороны официальных государственных органов Кыргызстана, заявлений каких-либо комментариев и заявлений пока не последовало. Возможно сейчас руководство республики наблюдает за развитием событий и трансформации власти в Казахстане после трагических январских событий, перестановкой и стабилизации ситуации.

Здесь хотелось бы отметить ряд положительных моментов от объединения Кыргызстана и Казахстана в союзное государство. Это в первую очередь развитие экономики в целом, сферы услуг, промышленности и производства, туризма.

Очередной шаг объединения двух близких народов позволит также нарастить товарооборот между странами, который за 10 месяцев 2021 года составил всего $900 млн.

По словам экспертов, «имеется огромной потенциал для развития сотрудничества. Осталось его реализовать».

Уже сейчас казахстанский бизнес широко представлен на кыргызстанском рынке, начиная от компаний занимающихся поставкой продуктов питания, телекоммуникационных компаний, банков до добычи полезных ископаемых. В свою очередь, кыргызстанские товары молочной промышленности и швейной отрасли давно уже стали излюбленными товарами казахстанцев. И, несмотря на сложности, связанные с пандемией, экономическая интеграция показывает свой рост и активность.

В частности, реализация Союзного государства между двумя братскими народами может дать толчок для развития туризма, торговли, увеличению производственных возможностей обеих стран, а также расширение бизнес- сотрудничества.

В первую очередь, это будет полезно для туристических отраслей обеих стран. Как известно, многие казахстанцы любят отдохнуть летом на озере Иссык-Куль и посетить близлежащие к нему курорты.

Упрощенный переход границы позволил бы беспрепятственно пересекать её и комфортно пребывать на территории Кыргызстана.

Также, упрощенный въезд позволит кыргызстанцам посещать туристические места и центры Казахстана, которых сейчас становиться все больше. Развитие приоритетной туристической отрасли позволит предложить гостям Казахстана качественно новый уровень сервиса, показать достопримечательности и познакомить с культурой и традицией казахского народа.

Вот уже почти два год, после начала пандемии, наземная граница между Кыргызстаном и Казахстаном, по сути, закрыта для обычных граждан.

Сейчас посетить соседнее государство можно только воздушным путем, что очень накладно и проблематично. Все эти вынужденные ограничения отрицательно сказываются на развитии туризма, сотрудничества и взаимовыгодной торговли.

Через имеющиеся контрольно-пограничные пункты пропускают только грузовой автотранспорт.

Систематически в СМИ Кыргызстана можно встретить материалы об искусственно созданных таможенных препятствиях в процессе прохождения границы.

Это вызывает озабоченность и беспокойство за неисполнение взятых на себя обязательств со стороны Казахстана в рамках ЕАЭС. Из семи КПП между странами действуют только четыре, и основной поток товаров и грузов идет в Казахстан и Россию. И эту сложную ситуацию необходимо решить на самом высоком уровне руководства двух государств.

Если взять пример Союзного государства России и Белоруссии, то оно имеет надгосударственные органы и особенностью институциональной системы Союзного государства заключается в синтезе принципов построения федеративного государства и схожие структуры построения международной организации.

Эти принципы позволяют, сохраняя свою независимость и суверенитет пользоваться преимуществами Объединения.

Оборот торговли между Россией и Белоруссией в 2021 году вырос на 34,4% по сравнению с предыдущим годом и составил $38,427 млрд., следует из материалов Федеральной таможенной службы (ФТС) России.

Это говорит о активной и системной интеграции двух государств, что положительно влияет на экономики двух стран. И оборот чуть больше $1 млрд. между Кыргызстаном и Казахстаном явно выглядит очень скромно.

Прохождение государственной границы между Россией и Белоруссией проходит беспрепятственно и не затруднено дополнительными бюрократическими барьерами. Союзное государство предусматривает свободное перемещение трудовых ресурсов, товаров и услуг, капитала и граждан. И это является основой интеграции и объединения стран.

Процесс объединения стран Казахстана и Кыргызстана уже прошел несколько эволюционных этапов и продолжает свое развитие. В современных геополитических и в реалиях мировой экономики пришло время перейти на новый уровень интеграции в Союзное государство, по аналогии России и Белоруссии.

Хватит ли политической воли у руководства Казахстана и Кыргызстана реализовать подобный амбициозный интеграционный проект?

Эксперт: Кылыч Куталиев