23 ноября 2020

Амнистия капитала: Начало диалога с бизнесом

Месяц назад, 21 октября текущего года, в Кыргыстане стартовала амнистия капиталов. Исполняющий обязанности президента, премьер-министр Садыр Жапаров, инициировавший амнистию, объяснил необходимость проведения такой кампании желанием пополнить бюджет, вернуть капитал, ранее незаконно вывезенный за пределы государства (в том числе в офшорные зоны), ввести в правовое русло ресурсы бизнес-сообщества. Кроме того, было сказано о создании равных условий для всех субъектов предпринимательства, достижении положительных макроэкономических показателей и обеспечении выплаты внешнего долга страны.

«За последние 30 лет в таких отраслях, как энергетика, таможенная и налоговая службы, лекарственное обеспечение, выдача лицензий, недропользование и других, процветали системные коррупционные схемы. В связи с этим даю бывшим и действующим чиновникам, замешанным в коррупции и должностных преступлениях, предпринимателям, уклоняющимся от налогов, 30 дней на раскрытие реальных сведений о незаконно нажитом имуществе и капиталах. К тем, кто не воспользуется данной возможностью, будут приняты самые строгие меры в соответствии с законом. Экономическая амнистия будет применена всего один раз», – говорится в его выступлении.

Согласно различным исследованиям, объем теневой экономики в Кыргызстане в последние годы варьируется от 23,6% до 53,5%.  В 2017 году Национальный статистический комитет страны заявил, что объём теневой экономики республики – 23,6%. За год до этого, в 2016 году, International Monetary Fund оценил объём теневой экономики в 30%. Почти ту же самую цифру получили в 2015 году, по расчетам Leandro Medina and Friedrich Schneider, объём теневой экономики республики составил 30,8 %. В 2012 году, по данным ОО «Инвестиционный Круглый Стол», объём теневой экономики составлял 39%.

На бюджетных слушаниях 2020-2022-х гг. министерством экономики республики была озвучена цифра - 24% от общего объема ВВП. А исследование компании SIAR research&consulting, основанное на модельном подходе MIMIC, указывает в этот же период 42% теневой экономики от ВВП. Все это говорит о том, что прошлыми властями не особо уделялось внимание серьезному анализу данного явления.

Но даже если взять самый минимальный процент теневой экономики, это все равно четверть ВВП страны с, мягко говоря, невысоким уровнем доходов. По итогам 2018 года ВВП Кыргызстана составил всего $7,97 млрд, получается, что объем теневой экономики составляет почти $2 млрд. Кстати, в том же 2018 году от трудовых мигрантов поступило $2,6 млрд, а за год до этого Кыргызстан занял первое место в мире по отношению денежных переводов к ВВП.

Так что даже четверть бюджета теневой экономики более чем серьезное испытание для государства, да еще на фоне общего мирового кризиса в условиях пандемии CОVID-19. В настоящее время каждый пятый кыргызстанец проживает за чертой бедности, а дефицит бюджета с каждым днем все увеличивается.

Именно поэтому экономическая амнистия видится властям Кыргызстана эффективным вариантом пополнения государственного бюджета. Кстати, амнистия отнюдь не кыргызское ноу-хау. К таким шагам в свое время уже прибегали различные страны мира, поскольку теневая экономика является всеобщим бичом. Основными составляющими теневой экономики во всем мире остаются доходы, скрываемые от налоговых органов, и неофициальный труд, в первую очередь, в сельском хозяйстве. А основными причинами возникновения и роста теневого сектора являются кризисное состояние национальной экономики и нестабильная политическая ситуация.

Согласно докладу Совета Всеобщей конфедерации профсоюзов, в начале 1960-х годов на долю теневой деятельности в мире приходилось всего 5,6% мировой экономики. В конце 2010-х в тени скрыто уже более 33% мирового ВВП или $39 трлн. Даже в развитых странах цифра теневого сектора растет, например, с середины прошлого века доля теневой деятельности в ВВП Швеции выросла в 11 раз, в ВВП Германии — в 8. На сегодня теневой сегмент присутствует в экономиках всех стран мира. Правда, в разном процентном соотношении: более 60% ВВП - в Зимбабве и Боливии, 10-15% - в США, порядка 18% - в Европейском Союзе.

Результаты амнистии капиталов также различаются в странах мира. Например, за 49 дней, которые дал своим гражданам президент Монголии Халтмаагийн Баттулга, из офшоров не было сделано ни одного перевода. Последняя амнистия в Казахстане в 2016 году принесла казне доход свыше 4 млрд тенге. Российская амнистия в 2018 году позволила вернуть свыше 10 млрд евро.

В Кыргызстане ранее также объявлялись экономические амнистии, за последние 13 лет власти четырежды пытались достучаться до недобросовестных налогоплательщиков, причем, меры включали как декларирование доходов, так и регистрацию движимого и недвижимого имущества. Первые две кампании практически не принесли результатов, об итогах третьей вообще ничего не говорится. В 2013 году кампания принесла бюджету всего 450 тысяч сомов, или по тогдашнему курсу доллара менее $10 тыс.

На сегодня прошла половина срока амнистии, объявленной Садыром Жапаровым, и в бюджет страны уже поступило свыше 382,5 млн. сомов или $4,5 млн.

При этом эксперты считают, что сроки амнистии следует продлить, потому что в обществе еще нет четкого осознания данного процесса. Пока кыргызстанцы воспринимают амнистию капиталов как способ поприжать политическую и олигархическую элиты, вернуть в бюджет “награбленное”. Отсюда и любовь к теперь уже кандидату в президенты Садыру Жапарову в регионах страны, некий образ “Робина Гуда”, который забирает у богатых, чтобы раздать бедному народу.

Но здесь важно понимать, что успех любой амнистии заключается в целевом использовании полученных средств. Одного латания бюджетных дыр мало, необходимо использовать опыт других стран, например, Турции, которая смогла сделать экономический скачок благодаря вложению возвращенных средств в зарубежные инвестиционные проекты. Кроме того, в стране, по оценкам экспертов, намного больше скрытых средств вложено в различные проекты и узаконивание этих сумм может принести намного больше дивидендов.

В настоящее время власти объявили амнистию чиновникам и предпринимателям, давая им возможность выйти из тени, легализоваться и сформировать крупный бизнес, которой в настоящее время в стране практически отсутствует. Начало положено. От умения властей говорить с бизнесом и контролировать ход и результаты амнистии действительно зависит будущее всей страны.

Марина Гречанная
Марина Гречанная журналист