28 декабря 2020

В поисках справедливости: когда суды в Кыргызстане станут честными

Последние несколько лет в республике только и разговоров о судебной реформе, которая должна была возродить веру кыргызстанцев в справедливое правосудие. Все обещания остались на словах. В преобразовании судебной системы страна не просто не продвинулась вперёд, а откатилась назад на несколько позиций.

Заявленная в Кыргызстане ещё после апрельской революции 2010 года судебная реформа приобрела затяжной «хронический» характер. С высоких трибун звучали заверения, что у властей есть и воля, и деньги, чтобы очистить Фемиду от коррупции. Деньги действительно были. На благое дело раскошеливались зарубежные доноры, предоставлявшие миллионные гранты в европейской валюте. Астрономические суммы выделяли из «худого» государственного бюджета – только в прошлом году на судебно-правовую реформу направили 2,154 млн сомов.

И что изменилось? Где подвижки и долгожданные улучшения?

К концу 2019 года лишь 35% судебных залов страны оснастили аудио- и видеофиксацией – но и даже там, где технику установили, не везде смогли подключить, чтобы использовать её по назначению. Кстати, именно из-за этого суд над бывшими высокопоставленными чиновниками и политиками, ставшими фигурантами громкого дела о модернизации ТЭЦ Бишкека, проходил без использования видеофиксации.

Ещё хуже обстоит дело с теми, кто наделен безусловным правом решать человеческие судьбы – здесь повязка на глазах богини правосудия представляется далеко не символом равного, беспристрастного и справедливого отношения ко всем. Фемида в Кыргызстане стала слепой. Нередко равнодушной, беспринципной и жестокой, зачастую – действующей в угоду властям.

Кыргызстан – страна судебных парадоксов, где могут бросить за решетку, условно, за украденную курицу, но оправдать насильника с увесистым багажом улик в уголовном деле. Все помнят печальную историю 34-летнего токмокчанина Замирбека Кожоканова, который украл из аптеки 25000 сомов, когда ему не хватало денег на лекарства для больного ребенка. Мужчина пришел с повинной в милицию и возместил ущерб. В суде первой инстанции аптекарь попросила не наказывать обвиняемого, отказавшись от претензий, однако суд был непреклонен и суров. В мае прошлого года мужчину приговорили к пяти годам лишения свободы и штрафу в 70 тысяч сомов!

Зато решение Тонского районного суда, вынесшего в декабре этого года вердикт по делу об изнасиловании 13-летней школьницы, шокировало своей мягкостью. На действия судьи Сабыра Соодонбекова, который оправдал двух обвиняемых в сексуальном насилии, а третьему смягчил приговор, отреагировали даже международные организации. ООН призвала власти Кыргызстана положить конец безнаказанности в случае гендерного насилия. Родители девочки обжаловали приговор. Теперь всё внимание обращено к Иссык-Кульскому областному суду. Будет ли его решение справедливым?

И, наконец, вишенка на торте. На фоне происходящего в судах спецслужбы обнародуют факт незаконного, по версии следствия, обогащения члена судебной коллегии по гражданским и экономическим делам Верховного суда Кыргызстана Камиля Осмоналиева. Только часть попавших в открытый доступ фотографий позволяет прийти к выводу, что судья Осмоналиев буквально купался в роскоши и ни в чём себе не отказывал: квартиры в элитках, коттеджи на Иссык-Куле, автомобиль класса люкс, отдых за рубежом. У следствия много вопросов к тому, как было нажито это имущество. А у народа, глядящего на всё происходящее, вопрос только один: «Как при таком положении дел можно говорить о правосудии?».

Очевидно, что новому руководству страны необходимо вернуться к проблеме «недореформированной» (если так можно сказать) системы. Хотя бы уже потому, что несправедливость Фемиды – одна из причин происходящих в последние годы в Кыргызстане переворотов и политических противостояний.

Ещё в одном из своих ранних обращений, будучи исполняющим обязанности президента республики, Садыр Жапаров заявил, что судебно-правовая реформа станет одним из первых пунктов в списке неотложных дел. И придёт тот день, когда судебные процессы в Кыргызстане будут проходить открыто, под пристальным наблюдением и контролем активистов, правозащитников, журналистов. На судей и прокуроров никто не посмеет оказывать давление – значит, и решения будут приниматься взвешенно, справедливо и без перегибов. Здесь можно поверить на слово человеку, который угодил в судебные жернова и на себе испытал все «прелести» политического преследования…

Образцовая судебная система в Кыргызстане – достижимая цель. Однако реформа – это не только ротация. Можно поменять судей, но основа не изменится при сохранении соблазнов. Совершенствование механизма работы судов, обновление судейского состава лежат в платформе новой редакции Конституции. Только так – с помощью принятия четких и жёстких законов и при безоговорочном исполнении их – можно создать честную и справедливую судебную систему в стране.

Михаил Салихов
Михаил Салихов журналист