17 декабря 2020

Дети эпохи миграции – как угроза потери государственности

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

А куда спешить тому,

Кто всегда в своем дому?

Борис Заходер, «Черепаха»

Человеку, к сожалению, повезло не так сильно, как черепахе – его дом не всегда при нём. В эпоху всемирной глобализации под термином «дом» чаще всего имеется в виду Родина. Люди со всего мира вынуждены покидать родные края и зарабатывать на чужбине, становясь тем самым участниками международной трудовой миграции. Граждане Кыргызстана сегодня активно вовлечены в её процессы.  Согласно данным Нацстаткома, каждый десятый житель страны, население которой составляет 6,3 миллиона человек, трудится на территории другого государства. Их денежные переводы в 2019 году составили около 30% всего ВВП, что вывело Кыргызстан на первую строчку по объемам трансфертов трудовых мигрантов.  

Однако это лишь цифры. Мало кто задумается о том, что скрывается за ними. Образ или личность кыргызского мигранта ограничиваются лишь его вкладами в государственный бюджет. А ведь у каждого из них есть личная история о том, как трудовая миграция повлияла на их судьбы. И если взрослым мигрантам легче и морально, и физически подготовить себя к её последствиям, то их несовершеннолетние дети зачастую остаются уязвимыми перед ними.  Поэтому тема детей мигрантов и детей-мигрантов требует глубокого исследования и анализа.

Согласно данным Многоиндикаторного кластерного исследования положения детей и женщин в Киргизии, проведенного в 2019 году, 12% детей в Кыргызстане (более 277 000 детей) имеют одного или обоих родителей, проживающих за границей. 

Отсутствие родителей может привести к эмоциональным, психологическим или социальным трудностям. Такие дети чаще сталкиваются с трудностями в доступе к основным услугам и подвергаются более высокому риску насилия. Вырастает целое поколение детей, воспитанных не своими родителями, а родственниками, порой даже чужими людьми. Оставшиеся фактически без родительского присмотра, они растут сами, напрочь лишенные ощущений, связанных с лаской матери или воспитания отца...

Не обретают навыков заботы, теплоты, создания домашнего уюта...

Потом дети мигрантов начинают трудиться сами – начинают с мелких подработок на местных рынках, на строительстве или на полях, собирая хлопок.

Сироты при живых родителях – такова цена трудовой миграции.

Помимо самих детей и их родителей трудовая миграция затрагивает и родственников, на чьём попечении оставлены дети.

Бабушка Айжан (имя изменено) растит своих троих внуков – её старшая дочь и младший сын уехали на заработки в Россию. 55-летняя женщина заявляет, что самое сложное в воспитании внуков – объяснить им, почему родителям пришлось оставить их с бабушкой и дедушкой. Она переживает, что дети начинают отдаляться от своих родителей и избегают общения с ними.  

Однако не всем детям мигрантов везёт с такой любящей и заботливой бабушкой, как Айжан. Некоторые из них остаются без должного внимания и ухода. Страну порой сотрясают новости о смерти малолетних детей мигрантов. В прошлом году в Чуйской области на севере страны погиб двухлетний ребенок, в Нарыне изнасиловали четырехлетнюю девочку и убили её вместе с семилетним братом и бабушкой. В Иссык-Кульской области умер двухлетний мальчик, которого избила тетя за то, что он... описался.

Конечно, насилие и несчастные случаи могут произойти не только в семьях мигрантов. Но отсутствие родителей, по мнению психологов, делает детей более уязвимыми. 

Кыргызстан – не та страна, где у детей радостное беззаботное детство. Не последнюю роль в этом сыграло само правительство: более 30% ВВП республики поступает в виде денежных переводов мигрантов, и ещё 20% бюджета складывается из различной иностранной помощи. Государственные чиновники не особо озабочены развитием страны. Они могут и не думать о гражданах, об их безопасности и благосостоянии. Все их мысли о том, как бы прийти к власти и удержать ее.

Поэтому часть кыргызстанцев настроена пессимистично, не особо ожидая чуда от очередных президентских выборов в 2021 году. Другая, более солидная часть населения, ждёт позитивных перемен, возлагая надежду на одного из кандидатов в президенты – Садыра Жапарова.

Известно, что он сам прошел через тяготы мигрантской жизни – вдали от дома и семьи.  В его словах часто проскальзывает тема вынужденной разлуки с близкими людьми – ему удалось перевезти на чужбину семью, чтобы быть рядом и видеть, как взрослеют дети.

Если дети – это будущее страны, то Кыргызстан рискует остаться без него. Ведь дети, которые выросли без родителей, без семейных ценностей, без патриотизма, начинают сами грезить о далёких странах. Они думают о поисках лучшего заработка, соответственно – качественной жизни.

Дети, мечтающие уехать, туда, где «лучше и достойно», поспособствуют лишь тому, что история Кыргызстана как независимого государства закончится – и можно будет вести отсчёт до полного исчезновения страны и государства.

Это весьма плачевный вариант развития событий. Сейчас перед новыми властями стоит задача не допустить развала семьи как ячейки общества. Поэтому надо в спешном порядке наводить порядок в собственном доме.  Поднимать экономику, бороться с повальной нищетой, начать реальную, а не фэйковую, как это происходило до сих пор, борьбу с коррупцией...

Наталья Назарова
Наталья Назарова аналитик