30 декабря 2020

Выбирая между цифрой и этносом

Текущий год в условиях пандемии невольно дал толчок цифровизации национальной системы образования. Пусть на волне негатива и скептицизма, но Министерство образования и науки КР смогло внедрить дистанционное обучение на всех уровнях – от детского сада до вуза. Учителя использовали всевозможные варианты – уроки на телеканалах, конференции в ZOOM, переписку в WhatsApp – но все-таки смогли не сорвать учебный процесс. Конечно, о качестве говорить сложно, здесь мнения разнятся: от воодушевления чиновников – до откровенного негодования родителей, вынужденных, как минимум, делать с чадами домашнюю работу, а, как максимум, полностью объяснять школьную программу . Итогом чего стали нервные срывы и участившиеся обращения к психологам.

Система образования республики шагнула в цифровые технологии, что позволит создавать, внедрять и распространять новые методики преподавания и работы с детьми, совершенствовать образовательные подходы, сочетать возможности онлайн и офлайн обучения. При этом в «цифру» шагнули не только учителя, но и ученики – и эксперты уже начали высказывать опасения насчёт стремительной цифровизации нового поколения.

Помимо опасности для здоровье (5-6 часов за светящимся экраном вместо ещё сохраняемой нормы не более 15 минут в день), появилась угроза вовлечения детей в огромные объёмы информации, которые никто не мониторит на предмет соответствия возрасту и психологическому воздействию.

В Германии в последние годы списки бестселлеров возглавляет книга «Цифровое слабоумие. Как мы лишаем разума себя и своих детей» профессора Манфреда Спицера, который считается одним из самых выдающихся мировых знатоков человеческого мозга.

«По имеющимся выводам исследований, компьютер необходим для обучения, как велосипед для плаванья или рентгеновский аппарат для примерки обуви», – говорил Спицер.

Цифровые технологии избавляют нас от умственной работы, из-за этого неиспользуемые связи между нейронами в мозге ослабевают. Люди, пользующиеся Google и Википедией, запоминают не информацию, а пути её поиска. Согласитесь, для страны, которая сохранила такой уникальный феномен как манасчи, перспектива, мягко говоря, нерадостная...

Вероятно, именно из-за этого дети сотрудников таких технологических гигантов, как E-Bay, Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard посещают школу, в которой технологическая продукция совсем не используется, и предпочтение отдается не экранам компьютеров, а старым доскам из дерева, мелу, бумаге, ручке. Газета New York Times в статье об этой «школе без технологий в Кремниевой долине» приводит слова высокопоставленного сотрудника Google Алана Игла: «Идея, согласно которой применение App или iPad лучше научат моего ребенка чтению или математике, просто смешна». Игл отмечает, что его дочь, ученица 5 класса, еще «не умеет пользоваться Google». Вместо этого, как и другие её одноклассники, она пытается усовершенствовать навыки шитья.

Понимая, что цифровая среда уже стала частью нашей жизни, все-таки начинаешь задумываться: есть ли альтернатива, которая сможет стать полновесной составляющего современного образования наряду с «цифровой»?

Все эти размышления, которые так или иначе приходили в головы всех родителей за месяцы дистанционного обучения, всколыхнулись, когда в программе одного из кандидатов в Президенты (выборы не за горами, надо и программы претендентов на главный пост в стране прочитать) я наткнулась на обещание развивать кыргызскую этнопедагогику. Программа предполагает, что будут систематизированы народные знания, восстановлен институт традиционного воспитания – цитата: «во главе которого всегда были совесть, честь и достоинство. И все это будем внедрять в жизнедеятельность народа, учитывая современные реалии. Как удивили весь мир культурой кочевников, мы, кыргызстанцы, сможем занять достойное место в мировой культуре».

Этнопедагогика, или народная педагогика – направление, которое не всегда упоминается в свете реформирования образования. По настоящему многострадальное образование страны уже не первый год ждёт эффекта от проводимых реформ и новаторств. Проблем в этой сфере предостаточно – от нехватки зданий школ и детских садов до несоответствия выпускников вузов и колледжей требованиям рынка труда республики. Нужно понять – как и чему учить детей? Об этом рассуждают на различных уровнях – начиная с родительских чатов и заканчивая дискуссиями международных экспертов. В последние года в список реформ обязательно добавляют цифровые технологии, электронные или Е-учебники, Е-дневники, Е-учителей, сплошное Ебразование получается.

Правда, новая Стратегия развития образования, разработанная Министерством образования и науки Кыргызской Республики, ставит своей задачей провести до 2040 года такую модернизацию содержания обучения на всех уровнях, чтобы учащиеся получали компетенции, соответствующие требованиям развивающейся экономики, необходимые для успешности в жизни и участия в политической, культурной и социальной жизни своего сообщества и страны. Содержание образования будет включать такое важное направление развития как воспитание с особым упором на продвижение ценностей прав и свобод человека, инклюзивности, гендерного равенства, культурного, этнического и политического разнообразия. Предполагается, что в рамках многоязычного образования будет развиваться уважение к разнообразию культур и цивилизаций.

Сегодня при подготовке учителей в Кыргызстане уже преподаются основы этнопедагогики, начиная с основ этнопедагогической мысли в эпических поэмах – например, в эпосе «Манас», в творчестве акынов (таких, как Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Женижок). Народное творчество способно воспитывать в детях трудолюбие, мужество, смелость, доброту, отзывчивость, щедрость, силу воли, уважением к старшим, любовь к родному краю. Эти ценности более чем важны для цифровых детей. Благо Кыргызстана пока эта сторона «цифры» не сильно коснулась. Но дожидаться, пока гром грянет, чтобы перекреститься, всё-таки не стоит.

Перенесение западных ценностей и образовательных стандартов вытесняет народную педагогику со всеми её элементами, уменьшает её присутствие в отечественной системе образования. Это сказывается на воспитании подрастающих поколений. Умение самостоятельно мыслить, черпать знания не их Википедии, а из народной мудрости, духовно-нравственных традиций необходимо сохранить. Если же мы сумеем сложить этнические ценности и цифровые возможности – как две скорлупки грецкого ореха! – то сможем получить действительно качественно новое поколение кыргызстанцев.

Марина Гречанная
Марина Гречанная журналист