8 декабря 2020

Убрать нельзя. Оставить!

В 1991 году в Кыргызстане насчитывалось 39 мечетей, 15 православных церквей и 44 храма других религий.

Через 30 лет количество мечетей выросло до 2669, количество медресе достигло 125, церквей стало уже 233, храмов других религий (католиков, лютеран, баптистов и т.д.) – 43. Только имамов в республике насчитывается 2,5 тысячи человек.

На начало года в Кыргызстане были зарегистрированы в общей сложности 3 294 религиозные организации – и это на 6 млн населения! Для сравнения: в стране всего 2 292 школы, 1 390 детских садов, 1500 медицинских учреждений.

Религизация страны с каждым годом только набирает обороты. За отсутствием систематически реализуемой государственной идеологии за 30 лет независимости общество начало черпать духовно-нравственные ориентиры на религиозной ниве. И всё бы хорошо, если бы не одно «но».

В Кыргызстане долгие годы существует деление: де-юре – мы светское государство, де-факто – всё больше становимся религиозным. Причём за этим  «религизным бумом»  всё чаще стоят международные религиозные организации различного толка. Государство долгие годы абстрагировалось от религизных институтов и сегодня только начинает понимать важность построения государственно-конфессиональных отношений.

Апогеем этой ситуации стало предложение в рамках проходящего Конституционного совещания о том, чтобы убрать из Основного закона понятие «светское». Экс-депутат Нооманжан Аркабаев предложил заменить словосочетание «светское государство», обосновав это просьбой молдо.

Еще «лучше» высказался новый директор Госкомиссии по делам религий Акин Токталиев:

«Я думаю, из Основного закона следует убрать понятие «светскость». В Кыргызстане 98% населения верующие, и только 2% атеисты. Почти всё население проводит религиозные обряды. В светском государстве граждане должны отрицать мусульманство, но никто не отрицает! Наш народ сохранился благодаря исламу. А если бы наша страна была изначально светской, то мы забыли бы имя своё и исчезли как нация».

Наверное, глава Госкомиссии забыл, что кыргызы приняли официально ислам только в XVII веке, следуя до этого заветам Тенгри. Ну да речь сейчас не об истории религий, а о том, что такое светскость вообще и чего пытаются лишить Кыргызстан.

Светскость – это не отсутствие Бога, не запрет религий. Это наличие свободы. Свободы совести, свободы выбирать вероисповедание, свобода школы от религии. Человек имеет право по достижении совершеннолетия выбрать, каким обрядам следовать.

Светскость – это свободное сосуществование различных религий, как было на территории Кыргызстана многие века.

Ещё светскость в наше время является преградой радикализации и политизации, которой сегодня подвергаются все мировые религии. А Кыргызстан, к сожалению, находится в траектории интересов различных радикальных групп и организаций.

Эксперт Научно-исследовательского института исламоведения (Бишкек) Канатбек Мурзахалилов считает, что в нашей республике имеются проблемы, которые при определенных условиях могут стать факторами развития религиозного радикализма. Это недостаточный уровень образования (как светского, так и религиозного), проблемы социально-экономического характера (особенно низкий уровень жизни населения), безработица, достаточно высокая степень трудовой миграции – в этих условиях граждане попадают под влияние пропаганды радикальных джамаатов. Более того, имеются опасения, что традиционный ислам ханафитского мазхаба может уступить свои позиции различным деструктивным силам. Уже сегодня многие медресе республики получают помощь извне. Нашу молодежь вербуют в Сирию. За последние десять лет на 25% выросло количество женщин, совершивших преступления экстремистского характера.

Пусть и понемногу, но уже идет подмена культурных ценностей – религиозными. Самый простой пример – отказ от национальных костюмов и головных уборов в пользу хиджабов.

Религизация, а тем более радикализация общества и государства начинается с малого, незаметно. И если сегодня мы неправильно постаим запятую во фразе «Светское государство – убрать нельзя оставить», завтра может радикально измениться.

Марина Гречанная
Марина Гречанная журналист