21 декабря 2020

Президентская или парламентская страна? Как выбирается парламент

В соответствии с законами Кыргызстана депутаты Жогорку Кенеша избираются по довольно замысловатым принципам. Избирательным округом является вся страна, а кандидатов от одной партии должно быть не меньше 75, но не больше 200 человек. Кроме того, определено минимальное количество женщин, молодежи, этнических меньшинств и людей с ограниченными возможностями среди кандидатов в депутаты.

Еще интереснее выглядит алгоритм подсчета результатов голосования. Прежде всего, определяются партии, набравшие не меньше 9% голосов избирателей и не менее 0,7% в каждой из 7 областей страны и городах Ош и Бишкек. Сумма голосов, поданных за эти партии, делится на число депутатских мандатов – 120. Так выясняется количество голосов, которое равно одному мандату. Назовем эту цифру «Х». Потом число голосов, полученных партиями, делится на «Х». Оставшиеся голоса делят между партиями, исходя из того, у кого после деления остаток получился больше. При этом ни одна партия не может занять свыше 65 мест в парламенте.

Если партия по результатам выборов получила право на большее количество мест, то её «лишние» мандаты распределяются пропорционально между остальными партиями, прошедшими порог.

В течение 3 дней кандидаты в депутаты должны подтвердить, что нет никаких препятствий на их пути к мандату. То есть человек может выиграть парламентские выборы, но в парламент его могут не пустить. Такой приём довольно часто используется в тех случаях, когда побеждают представители этнических меньшинств, женщины и инвалиды. Формально они должны стать депутатами, но вместо этого пишут заявление о выходе из предвыборного списка, и тогда их мандат достаётся другому человеку.

Кроме того, депутаты парламента никак не обременены членством в партии или фракции. Они свободно меняют их, когда вздумается. Например, в 2019 году СДПК была правящей партией, но когда Алмазбек Атамбаев провел съезд своей партии, на него явились только 5 депутатов из 38 избранных в 2015 году. И это в условиях, когда он крайне нуждался в поддержке своих однопартийцев.

Массовое бегство из одних партий в другие – совершенно нормальное явление для кыргызских депутатов. Они делали это в 2010, 2015 и 2020 годах, каждый раз выбирая себе тёплое место. Партии не представляют для них какой бы то ни было ценности. Парламент лишь на бумаге является местом сбора партий, а на самом деле там встречаются ведущие предприниматели и чиновники страны, которые хотят получить иммунитет и прочие бонусы, полезные для своих бизнес-интересов.

Всё это ведет к увеличению роли президенты Кыргызстана. Он полностью контролирует Государственный Комитет Национальной Безопасности и Государственный Комитет Обороны, а также существенным образом контролирует Генеральную Прокуратуру. Депутаты учитывают все это, и стремятся быть рядом с главой государства.

Ради этого они готовы предать кого угодно, в том числе бывшего президента. Например, они без промедления отправили в отставку премьер-министра Сапара Исакова, хотя ещё недавно его выдвигала на пост СДПК. А ещё чуть позже депутаты фактически лишили иммунитета лидера СДПК Атамбаева.

Снижение избирательного порога не может кардинально изменить ситуацию. Не случайно всё громче раздаются голоса тех, кто призывает к возврату одномандатной системы выборов. Это не даст людям возможности брать самоотвод, передавая мандат другим участникам партийного списка.

Как бы там ни было, статус парламента сокращается, а роль президента, наоборот, возрастает, возвращаясь к тому уровню, на котором он был до 2010 года. Депутаты сами способствуют этой тенденции, так как им выгодно не спорить с президентом, а сотрудничать с ним, чтобы гарантировать себе безопасность.

Сегодня президент Кыргызстана может избираться только на один срок. Кроме того, для принятия большинства решений ему требуется одобрение парламента. Ему безоговорочно подчиняются главы комитетов обороны и национальной безопасности. Его даже можно привлечь к уголовной ответственности после отставки.

Последние 10 лет кыргызстанцы спорят о форме правления. Аргументы сторонников парламентской республики за это время не изменились, а вот сторонники президентской власти расширили свой арсенал.

Парламентаризм критикуют за непрозрачную систему отбора депутатов – некоторые даже называют парламентариев живоглотами. Однако и президентская республика имеет ряд серьезных преимуществ, среди которых ответственность политиков и сильная вертикаль власти.

Кайрат Телеушев
Кайрат Телеушев политолог