Какие задачи необходимо решать новому президенту Кыргызстана?
10 января 2021 года в Кыргызстане состояться президентские выборы. Перед новым лидером страны существует ряд стратегических вопросов, требующих внимания, времени и проявление политической воли. Кыргызстан за 10 лет пережил три революции, где конечным итогом была досрочная отставка предыдущих президентов. Прежние главы Кыргызской Республики не сумели полностью разрешить проблемы и из-за своих ошибок были вынуждены покинуть пост президента.
Для нового президента крайне важно принять все меры и провести конкретную работу по следующим направлениям.
Первое. Реальная борьба с коррупцией. Как показали события в Кыргызстане, антикоррупционная кампания президентов Атамбаева, Жээнбекова носила исключительно выборочный и политический характер. Борьба с коррупцией превратилась в удобный инструмент преследования политических оппонентов. Новый президент Кыргызстана должен учесть ошибки своих предшественников, вести масштабную борьбу с казнокрадством. Противодействие коррупции не должно превращаться в политические интриги и сведение личных счетов.
Речь идет в первую очередь о наведении порядка в таможенной сфере, в силовых структурах и судебных органах. Президенту необходимо внедрить в таможню современные прозрачные системы контроля и учета, новейшие методы отбора кандидатов в силовые ведомства и суды, создать эффективные программы для их обучения, повышение квалификации.
Второе. Здоровая кадровая политика. Как говорил Сталин, кадры решают все. Президенту при назначении руководителей на различные посты в любой сфере надлежить обращать внимание на профессионализм и стаж вероятного назначенца. К сожалению, бывшие кыргызстанские президенты во многих случаях на должности назначали лояльных к себе людей, родственников, земляков и тпд. Таким образом, экс-президенты стремились укрепить вертикаль своей власти. Однако, такой подход влиял на качество собственной команды и всей деятельности главы республики. Новому президенту будет полезно и разумно при подборе кадров отбросить в сторону клановые, региональные и личные отношения и предпочтения. Главными и определяющими критериями при выборе управленцев будут знания, опыт и порядочность будущего госчиновника. Ведь именно кадрам президента придется реализовывать проекты для улучшения и обеспечения жизнедеятельности народа и государства.
Третье. Внешняя политика. Кыргызстан находится в орбите интересов мировых и региональных держав, и каждый внешний игрок продвигает свои геополитические интересы. Наиболее реальным союзником и стратегическим партнером для Кыргызской Республики является Россия. Кремль заинтересован в сохранении стабильности общественно-политической обстановки в Кыргызстане. Наряду с экономическими и торговыми отношениями, Россия развивает военно-политическое сотрудничество с Кыргызстаном. Совместное членство России и Кыргызстана в ОДКБ, ЕАЭС и ШОС еще больше усиливает партнерство двух стран. Новый кыргызстанский президент обязан укреплять и развивать связи с Россией. В то же время Кыргызстане действуют различные прозападные силы, пытающиеся воздействовать на политический климат республики, лоббировать интересы Запада. Как показали последние события в Беларуси, война в Нагорном Карабахе, роль России как союзника для Минска и как арбитра между Азербайджаном и Арменией в карабахском конфликте бесспорна. В связи с чем, Кыргызстану в целях обеспечения своей безопасности и экономического развития необходимо укреплять сотрудничество с Россией.
Четвертое. Сохранение светского строя. В Кыргызстане наблюдается усиление роли религии в обществе. Побочными эффектами религиозного влияния стали радикализм, терроризм и ослабление авторитета государства. После распада СССР, в Кыргызстане идеологический вакуум начал заполняться разными взглядами, в том числе верой. Религия стала мощнейшим рычагом воздействия на умы граждан. Для нового президента важно своей продуктивной работой повысить авторитет государственного аппарата и сохранить светское государство. Дальнейшая радикализация граждан может привести к столкновениям светского общества с религиозными общинами. Новый президент при правильной тактике спецслужб и правоохранительных органов способен взять под контроль и свести на нет влияние радикальных течений.
Пятое. Самое важное для нового президента - всегда анализировать допущенные ошибки экс-президентов Кыргызстана и не допускать повторения таковых. Новый президент должен остерегаться вмешиваться в парламентские выборы. Также новый президент обязан быть осторожным в проведении конституционной реформы и каких либо изменений основного закона в свою пользу. Каждый президент пытался менять Конституцию в своих интересах. Увеличение полномочий президента страны подразумевают появление соответствующей ответственности за принимаемые решения.