18 ноября 2020

В результате предыдущей финансовой амнистии в казну поступило всего 38 млн сомов, сейчас уже 575 млн сомов

Кайрат Осмоналиев, доктор юридических наук, профессор, член рабочей группы по контролю за реализацией антикоррупционной стратегии при Совете Безопасности Кыргызской Республики рассказал о специфике экономической амнистии, объявленной в республике.

Исполняющий обязанности Президента Кыргызской Республики, премьер-министр Садыр Жапаров 21 октября сделал обращение, в котором объявил о финансовой амнистии, фокус которой направлен на коррупционеров, которым предлагалось легализовать свои незаконные активы в течении 30 дней, при этом Жапаров дал свои личные гарантии безопасности, что никто при этом не будет подвергаться уголовным репрессиям. Как и всякая финансовая амнистия, эта кампания носит временный и исключительный характер, данная вынужденная мера направлена на сужение сектора теневой экономики, получение дополнительных финансовых источников в бюджет государства и отражает запрос общества на борьбу с коррупцией и неотвратимости ответственности коррупционеров, в частности материального характера.   

В рамках объявленной амнистии разработан пакет законопроектов, которые составят правовую основу этой кампании. В частности, это законопроект «О добровольном декларировании имущества и доходов физическими лицами» и проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Налоговый кодексы, закон КР «О государственном социальном страховании»). Как только эти законопроекты будут приняты, можно рассчитывать на соответствующий эффект от объявленной финансовой амнистии, в рамках которой планируется и налоговая амнистия в течении 2021 года. 

Планируемая налоговая амнистия в Кыргызстане имеет общие черты с амнистией капиталов в России, которая подразумевает возвращение в правовое поле скрытых от налогообложения доходов в обмен на частичное погашение налоговой задолженности в бюджет государства. Третья амнистия капиталов, проведенная в России, насколько мне известно, в прошлом году и продлевавшаяся в этом, также сфокусирована на возврате капиталов из-за рубежа.

Специфика последней (ранее проводились подобные амнистии в 2007, 2010 и 2013 гг) кыргызстанской амнистии в том, что она в большей степени обращена к коррупционерам.  Про прошествии половины объявленного Жапаровым срока в бюджет поступило 575 млн сомов по результатам расследований по 4 уголовным делам, связанных с коррупцией. И это уже определенный результат, к примеру, в результате предыдущей финансовой амнистии в казну поступило всего 38 млн сомов.

Что касается налоговой амнистии, здесь предполагается взять за основу успешный опыт итальянской кампании 2001-2002 гг.  Тогда итальянцы смогли легализовать все свои доходы, в том числе хранящиеся за рубежом, выплатив в казну 2,5% от их общей суммы или купив гособлигаций на 12% от стоимости сокрытого имущества. За первые два месяца после объявления амнистии в Италию удалось вернуть капитал в размере €61 млрд.  В законопроекте «О добровольном декларировании имущества и доходов физическими лицами» указано, что, если сумма стоимости объектов добровольного декларирования превышает декларационный порог (70 млн сомов), независимо от суммы превышения по выбору декларанта вносится денежные средства в размере 1 % от стоимости объекта декларирования или приобретаются государственные ценные бумаги со сроком обращения 7 лет в размере 10 % от стоимости объекта декларирования с ежегодной 5% доходностью декларанту. Это и есть тот самый «пряник», предлагаемый властями.

Безусловно, после окончания сроков амнистии будет применяться и кнут в виде уголовных репрессий и штрафов. Конечно, 30 дней для амнистии слишком мал, думаю, он будет продлен еще полгода.             

Кайрат Осмоналиев
Кайрат Осмоналиев доктор юридических наук, профессор