15 января 2021

Будет ли и на нашей улице праздник (телемедицина)?

Месяц назад, 12 декабря, мир отметил Международный день всеобщего охвата услугами здравоохранения. Ещё в 2012 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, адресованную государствам-членам ООН, которая являлась призывом усилить все возможные меры для достижения глобального результата: всеобщего охвата населения планеты услугами здравоохранения.

Страны должны стремиться достигнуть такого уровня развития, при котором качественные медицинские услуги – начиная от диагностики и профилактики заболеваний и заканчивая передовыми методами лечения – стали бы доступны широким слоям населения независимо от их социального статуса и положения.

В текущем году о качестве медицины в Кыргызстане не говорил только ленивый. Пандемия коронавируса COVID-19 выявила все проблемы, о которых прекрасно знают простые кыргызстанцы, но почему-то «не знают» чиновники. Всего 1480 медицинских учреждения на республику! Причём сюда входят и фельдшерско-акушерские пункты (которые могут располагаться в здании бывшей бани, как в селе Каркыра), и все они испытывают нужду в медикаментах и оборудовании. В Кыргызстане – самый низкий показатель врачей на определенное количество населения в СНГ: если в Белоруссии на 10 тысяч населения приходится 40 врачей, в Грузии – 47, то в Кыргызстане – всего 22. Нехватка машин скорой помощи, нереальные цены на многие лекарства и прочее – всё это делает ситуацию в стране угрожающей.

Проблемы, накопившиеся за годы, практически привели Кыргызстан к катастрофе весной-летом текущего года. Спасла страну только самоотверженность врачей и добровольцев.

Но вопрос о доступе к качественным медицинским услугам остался. Равно как и о том, можно ли организовать качество медицины в стране с самым низким ВВП на душу населения в ЕАЭС.

Одним из современных вариантов развития сферы здравоохранения в век цифровых технологий называют телемедицину. Это не совсем новое направление – первый сеанс видеоконференцсвязи в качестве инструмента для телемедицины был проведен в 1965 году. Это была трансляция операции по замене аортального клапана на искусственное сердце, которую ассистировал выдающийся кардиохирург Майкл ДеБейки. Тогда самого термина «телемедицина» ещё не существовало. Он появился позже — в первой половине 70-х. Сейчас же данное понятие определяется как одно из направлений медицины, основанное на использовании современных коммуникационных технологий для дистанционного оказания медицинской помощи и своевременных консультаций. При этом важной особенностью современной телемедицины является возможность двусторонней аудио- и видеосвязи.

В современном мире телемедицина уже достаточно прочно заняла своё место среди услуг здравоохранения. Воспользоваться телеуслугами может человек, у которого нет времени на очные обращения за медицинскими консультациями в случае простых ситуаций, или пациент с хроническими заболеваниями, проходящий длительное лечение и находящийся под контролем лечащего врача, в промежутках между визитами.

Телемедицина помогает пациентам после хирургического вмешательства или стационарного лечения, нуждающимся в поддержке врача на весь период домашнего долечивания и реабилитации. Полезна такая услуга для беременных женщин, для мам, у которых есть вопросы по кормлению, купанию, уходу или состоянию здоровья малыша. Да и просто для тех, кто хочет понять: нужно ли ему обращаться за помощью? Удобно, согласитесь: не стоять в очереди и не тащить ребенка по морозу, а просто получить консультацию?

В Кыргызстане данное направление также не ново, проект Закона был инициирован рядом депутатов еще в 2013 году, но тогда правительство страны сочло его нецелесообразным. Из-за того, что он «потребует увеличения расходов, покрываемых за счет государственного бюджета».

Вновь к этому вопросу вернулись год назад. В прошлом году в рамках развития электронного здравоохранения была принята программа правительства по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения на 2019-2030 годы «Здоровый человек – процветающая страна». В рамках программы, как указывается в самом документе, к 2030 году будет «выстроена модернизированная система предоставления первичной медико-санитарной помощи, способная управлять многими распространенными состояниями, заболеваниями, обеспечивающая легкий доступ для граждан/пациентов, с точки зрения как времени работы, предоставления телефонной консультации, развития телемедицины».

Ожидается, что внедрение современных информационных технологий (консультирование по телефону или онлайн, телемедицина, электронная регистратура, запись, направление, перенаправление пациентов) улучшит доступ и качество услуг в рамках развития электронного здравоохранения. Посредством телемедицины пациенты смогут получать амбулаторные медицинские консультации. Согласно плану реализации этой программы, такие консультации должны быть доступны уже к концу 2022 года.  Но сначала Минздрав должен разработать и утвердить процедуры, стандарты консультирования по телефону, онлайн, телемедицины. Правда, пока об итогах работы по этой программе ведомство не особо распространяется.

Но очень хочется надеяться, что это столь важный вопрос станет одним из основных направлений работы нового главы государства.  Также как и закон о телемедицине, который вновь был вынесен на общественное обсуждение в мае текущего года.

Ведь тогда врачи небольших населенных пунктов получат возможность консультирования, посещения видеолекций и наблюдения за ходом операций, что снимет проблему профессиональной изолированности медиков. Кстати, это будет ещё и значительно дешевле!

Очень хочется верить, что однажды 12 декабря Кыргызстан будет по праву встречать как страна всеобщего охвата качественными медицинскими услугами.

Марина Гречанная
Марина Гречанная журналист