23 декабря 2020

Когда Кыргызстан позврослеет...

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока Российской Федерации, в одном из интервью как-то сказал: «Справедливость нужна, чтобы казнокрадов гнали, чтобы страна развивалась по принципу «что останется в конце, и зачем оно надо», а не по принципу «давайте всё распихаем по карманам». А как эта страна будет называться, и какой у неё будет строй, мне совершенно фиолетово». И добавил: «Демократия – это довольно гнусное устройство человеческого общества. Демократия – это когда вам больше нечего предъявить, когда у вас нет справедливости, нет равных прав для всех, нет стабильности и гарантий, нет уверенности в будущем. Ни черта у вас нет, а вы говорите «зато у нас демократия».

Ничего не напоминает? Похоже на Кыргызстан, не так ли? Нет гарантий настоящего, нет уверенности в будущем, зато есть демократия, парламентаризм, либеральные ценности, гражданское общество, у которого частенько лица ОБОН, и ещё много красивых слов.

В 2021 году независимости страны исполнится 30 лет. Серьёзная дата, явно будет с размахом отмечаться. Если бы речь шла о человеке, то тридцатилетний возраст предполагал бы завершение молодости.

Что же, «молодость» у Кыргызстана получилась очень бурная. Если продолжать очеловечивать ситуацию, то в молодости у юноши по имени Кыргызстан случились три подростковых бунта. От него дважды сбегали опекуны, прихватив все самое ценное, что парню досталось от «предков». Ещё по одному из опекунов сейчас суд вынесет решение.

Что ещё бывает в молодости? Мечты и прожекты. Как у любого молодого человека. А ещё компании разные. За  30 лет 6 компаний сменил, и каждая по 120 человек. Первая из уважаемых аксакалов состояла, но слушаться старших кому понравится. Вот и пошли разношерстные компании, каждая из которых, как говорила Алиса у Льюиса Кэрролла, «всё страньше и страньше...».

Кстати, вспомнилось, только за последние 10 лет на содержание кыргызского парламента было потрачено 6 миллиардов 899,7 миллиона сомов. По нынешнему курсу это почти 77 млн. долларов. А вот на 143 детских дома, в которых проживает 12 тысяч детей, выделяют всего по полмиллиарда сомов в год, то есть за 10 лет сумма выходит значительно меньше.

Но речь о другом, итак, Кыргызстан вступает с 30-летием во взрослую жизнь. С чем? Согласно исследованию РИА Новости о росте ВВП на душу населения на постсоветском пространстве с 1992 года, Кыргызстан занимает предпоследнее, 14-е, место, обгоняя только Таджикистан.

На момент обретения суверенитета в тогда ещё советской стране было построено свыше шести тысяч крупных промышленных предприятий. Сегодня из 12 тысяч предприятий среднего и малого бизнеса в республике только порядка 700 относятся к среднему предпринимательству (что уж говорить о крупном). С каждым годом всё больше  индивидуальных предпринимателей – уже более 400 тысяч (видно, каждый сам за себя).

Кстати, если кто-то думает, что раньше было легче создавать государство, то вот простой факт: в 1928-1940 годах в постреволюционной Киргизии было построено и введено в эксплуатацию 140 промышленных предприятий, включая электростанции, созданы новые отрасли промышленности: металлообрабатывающая, нефтяная, цветная металлургия, текстильная, сахарная, мясоконсервная и др.

Кыргызстан действительно все тридцать лет мечется между красивыми лозунгами и жумпелами. Мы строим демократию, открытое общество, капитализм, верим, что живём в парламентской республике, а потом с удивлением вновь обнаруживаем семейно-клановое правление, которое управляет парламентариями.

Мы говорим о правах и свободах, а на деле государство давно освободило само себя от ответственности и любых прав, в том числе права на справедливость.

Так с чем Кыргызстан вступает во взрослость? С выбором формы государственного устройства, в первую очередь. Кому нести ответственность – одному президенту или 120 депутатам?

У идеального государства Платона было три начала: разумное (мудрость), яростное (мужество) и вожделеющее. Два из них в Кыргызстане точно имеются – вожделеющие богатства наверху и мужество народа, периодически с этим вожделением борющегося. Вопрос в том, где взять мудрость? И надо ли делить эту мудрость на 120 голов?

Марина Гречанная
Марина Гречанная журналист