6 января 2021

Дистанционное обучение в Кыргызстане. Уроки из ошибок.

По данным ООН, пандемия COVID-19 привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах на всех континентах. В их числе 1,1 млн. школьников в Кыргызстане.

В связи с введением ограничительных мер  с апреля 2020 года не только школы, но и все образовательные организации, в том числе и вузы, также вынужденно перешли на дистанционное обучение, а после летних каникул, в связи с сохраняющейся сложной эпидемиологической ситуацией, продолжили обучение в дистанционном режиме.

Система образования Кыргызстана столкнулась с беспрецедентным вызовом: в условиях неподготовленности учителей, зачастую плохой связи или её отсутствия и нехватки гаджетов у школьников, особенно в регионах и отдалённых уголках страны – нужно было организовать учебный процесс в дистанционном формате. С учётом всех этих факторов, а также экстренных условий пандемии, Минобразования определило наиболее возможную стратегию обучения, и большинству кыргызстанских школьников удалось окончить учебный год и начать новый. Доступ к удалённому образованию был предоставлен через онлайн-платформы, три национальных телеканала и два приложения для сетей мобильной связи.

В трехнедельный период Минобразования КР подготовило видеоуроки, которые транслировались по трём национальным каналам. Кроме телеуроков, дополнительный учебный материал был размещен на онлайн-платформе «Образовательные ресурсы Кыргызстана». Также все эти материалы были доступны к использованию в мобильном приложении «МЕГА 24».

В то же время с самого начала дистанционного обучения Интернет был заполнен жалобными постами родителей.

Отсутствие нужной техники и надежного выхода в сеть у каждого школьника стало серьёзной проблемой для многих семей в Кыргызстане. В подавляющем большинстве семьи обходились одним смартфоном на всех. А расписание трансляции телеуроков не учитывало одновременное обучение нескольких учеников из одной семьи. Уроки для начальной и старшей школы начинались в одно и то же время, но по разным каналам.

Из-за проблем со связью, а зачастую и отсутствия ноутбуков, учителям приходилось использовать мессенджеры: задания высылались родителям, а они в ответ отправляли фото рабочей тетради. Многие учителя оказались не готовы к такому формату обучения. С учетом того, что средний возраст учителя в Кыргызстане – 50-60 лет, многие из них попросту не владеют информационными технологиями.

По мнению независимого эксперта Екатерины Касымовой, «в существующих условиях и форме, модель дистанционного обучения в Кыргызстане … годна лишь для имитации непрерывности учебного процесса в ожидании возвращения к «нормальному» обучению. Такой подход может быть оправдан только на короткой дистанции, для того, чтобы остановить эпидемию и обеспечить изоляцию учащимся».

 В рамках исследования «Школы данных» и «Городских инициатив» был проведен опрос среди 338 учителей и 1324 учеников Кыргызстана. Вот основные выводы, которые были сделаны после опроса:

  • 70% учителей в школах не были подготовлены и не получили соответствующих консультаций и тренингов;
  • Одной из самых больших преград, как для учителей, так и для детей, был технический аспект — слабый интернет или его полное отсутствие, а также нехватка мобильных устройств для выхода в Интернет;
  • Роль родителей во время онлайн-обучения оказалась важнейшей.

По данным исследования, школьники часто пропускали онлайн-занятия. Причины пропуска: технические неполадки с интернетом или его полное отсутствие, а также домашние заботы, которые легли на плечи детей в период карантина.

Тем не менее, в распространенном ЮНИСЕФ в июне текущего года «Глобальном информационном бюллетене по образованию во время COVID-19», Кыргызстан был признан одной из стран, добившихся «прогресса в доступе к дистанционному обучению».

В целом проблемы с дистанционным обучением возникали не только в Кыргызстане, но и в других странах. Генсек ООН Антониу Гутерреш заявил, что пандемия коронавируса привела к крупнейшему в современной истории провалу в системе образования по всему миру. Он призвал все страны открывать школы, как только удастся контролировать количество заражений коронавирусом. Также ООН призывает страны выделять больше денег на образование и обеспечить доступ к обучению всем группам населения. Гутерреш заявил, что нынешняя ситуация дает человечеству возможность переосмыслить педагогические методы и принципы и создать качественные программы дистанционного образования.

Усилия, предпринятые за короткое время в условиях пандемии в системе образования, показывают нам: изменения достижимы. И в этой ситуации вселяет надежду, что вопросы преодоления кризиса с учетом пандемии, построения эффективной системы образования, переосмысления её роли для справедливого и устойчивого развития страны отображены в предвыборной платформе одного из кандидатов в Президенты Кыргызской Республики Садыра Жапарова. Вот, что он говорит: «Нам предстоит реформирование системы образования. Под нужды новой экономики и в соответствии с требованиями нового времени. Выпускники школ должны уже обладать знаниями и навыками, достаточными для развития в технологически новой реальности: навыки программирования, широкая языковая подготовка, глубокие познания в естественно-технических науках. Мы неожиданно столкнулись с форсированной необходимостью жить в условиях дистанционного обучения, и, значит, нам предстоит сделать такой способ обучения эффективным благодаря новым методикам, кадровой подготовке и совершенствованию технических средств».

Нуркыз Суеркулова
Нуркыз Суеркулова председатель Общественного фонда InAQA