14 декабря 2020

Светскость – это гарантия развития государства и общества

Светский характер государственного устройства страны закреплен первой статьёй Конституции, согласно которой Кыргызская Республика утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшей ценностью которого является человек.

Однако в трижды «революционной» стране в ЦА регионе сегодня разгорелись нешуточные страсти, когда принципы ислама и светскости вновь столкнулись.

Новую серьёзную точку напряженности в киргизском обществе создали представители религиозных общин.

Так в прошлом месяце новоиспеченный директор Государственной комиссии по делам религий КР Акин Токталиев в интервью журналистам заявил о «роли и значении ислама в сохранении целого народа (Кыргызстана - прим. авт.).

«Наш народ сохранился благодаря исламу. А если бы наша страна была изначально светской, то мы забыли бы имя своё и исчезли как нация». Поэтому понятия «светскость» в новой Конституции быть не должно», - заявил Токталиев.

Такого рода заявление вызвало шквал возмущения не только среди представителей гражданских организаций и академических сообществ, но и среди коллег Токталиева по Госкомиссии. Они поставили под сомнение его профессиональную компетентность и посчитали его заявление недопустимым в «полиэтническом и поликонфессиональном государстве, где представлено более 100 этнических групп и 30 религиозных течений различной направленности».   

Однако сам факт того, что некоторые чиновники позволяют себе публично выражать сомнения по поводу принципов светскости или секуляризма, говорит о многом. Пожалуй, некоторые религиозные деятели начали ощущать себя настолько могущественными, что так непринужденно заявляют о своих притязаниях на «особую» роль и привилегии на государственном уровне.

Очевидно, любые попытки «возвысить» одну религию должны быть пресечены точно так же, как и любые проявления национализма. Всё это рано или поздно приведет к внутреннему конфликту. Как показывает история, конфликты, в основании которых лежат этнические или религиозные разногласия, оказываются самыми ожесточенными и кровопролитными. Для Югославии, например, межконфессиональный и межэтнический конфликт обернулся распадом государства на 5 независимых республик. Ближний Восток с начала нового столетия не перестают сотрясать военные действия, в которых не последнюю роль играет религиозный фактор.

Современные страны в большинстве своём стремятся избежать того, чтобы одна нация или религия были государствообразующим элементом. Сегодня эту роль играет Конституция, которая закрепляет и политический, и религиозный плюрализм. Поэтому Основный закон КР и дальше должен сохранять нейтралитет по отношению ко всем исповедуемым в стране религиям. В противном случае республика не только откатится в «дремучие» времена, но и станет уязвимой к возгоранию внутреннего конфликта.

Повторения сценария гражданских войн в Сирии или Йемене, где суннитам оказывают поддержку монархии Персидского Залива или Турция, а шиитам – Иран, положит конец нашему и без того слабому суверенитету.

Поэтому если господин Токталиев опасается за нашу государственность, ему лучше стоит подумать о других альтернативных путях её укрепления. Создать надрелигиозную систему ценностей и взращивать у населения патриотические чувства намного сложнее, чем просто объявить Ислам государствообразующей религией.

Более того, Кыргызстан – это не Саудовская Аравия или Иран, где понятия религии и государства неотделимы. Ведь сколько кыргызских «патриотов» принимает участие в боевых действиях на Ближнем Востоке на стороне ИГИЛ и других террористических организаций. После возвращения на родину они не только не отказываются от их идеологии, но и активно занимаются её распространением. Они думают вовсе о не процветании независимого Кыргызстана, а о становлении и возвеличивании нового Арабского халифата, включающего и территорию Центральной Азии.

Поэтому любые сомнения по поводу светскости недопустимы. Религиозный вопрос – очень тонкий, поэтому и межконфессиональный мир сам по себе очень хрупок. И действовать, как слон в посудной лавке, объявляя Ислам государственной религией, – губительно для нас самих.

Никто не праве делить общество на «мусульман» и «светских граждан», напрочь позабыв о том, что прежде всего речь идет об единой нации, стране, государстве.

Исходя из этих соображений, можно утверждать, что у новоиспеченного директора Государственной комиссии по делам религий немного неуклюже получилось, но всё же не стоит сбрасывать со счетов то, что в целом хаотично расползающаяся исламизация уже вызывает обеспокоенность как у народа, так и у государства.

Как уже выше было отмечено, когда-то влияние радикального ислама недооценили в других странах, где сейчас творится такое, что никакой мусульманин не пожелал бы ни видеть, ни испытывать в своей жизни. Когда говорят о том, что Кыргызстан постепенно встает на путь Афганистана или Ирана, люди начинают отмахиваться, не хотят в это верить, не хотят задумываться над тем, а что, на самом деле происходит с религией в стране и в какой форме люди пускают ислам в свои мозги и сердца?

Взять тот же Афганистан 60-х годов прошлого века, когда женщины одевались как хотели, работали и вели обычный для нас образ жизни, девочки учились в школах, спокойно ходили по улицам, и никто и подумать не мог, что спустя каких-то 40-50 лет их жизнь будет выглядеть радикально по-другому.

А ведь всё началось с того, что отчаявшийся народ пошел за «мусульманскими» лидерами, поверил в их страстные речи, поддержал их власть. Сравнивать геополитический, исторический и культурный бэкграунд Кыргызстана и Афганистана, конечно же, неуместно, но хотелось бы выразить обеспокоенность тенденцией радикальной исламизации в нашей стране, которая, как показала практика других стран, ни к чему хорошему не приводит.

Да, государство наше сейчас не такое сильное и не так крепко стоит на ногах, как хотелось бы. Да, наши чиновники и даже граждане, занимающие бытовые позиции, занимаются коррупцией. Да, происходит утечка мозгов, мы теряем отличные кадры. Мы сейчас не можем понять, кто такие «кыргызы и кыргызстанцы», на что и кого нам опираться в минуты отчаяния и упада духа. Народ находит утешение и надежду на правосудие в религии, и это вполне понятно. Однако, хочется, чтобы граждане КР, при всем творящемся беспределе, не забывали о том, что жизнь однозначно течет в суверенном государстве с Конституцией, которая должна всегда быть превыше всяких канонов шариата. Быть верующим – не означает отрицать законы, верующий гражданин суверенного государства не должен ставить Коран выше Конституции. Он должен уметь уважать и Коран, и Конституцию. Иначе мы постепенно превратимся в исламское государство. Некоторым кажется, что в исламской стране всем жилось бы хорошо, что законы божьи вмиг решат проблемы, связанные с криминалом, коррупцией, проституцией и прочим. Но посмотрите на те страны, которые решили, что шариат должен быть главнее. Какая их этих стран процветает? В какой из этих стран женщины учатся, работают, живут полноценной жизнью? Ни одна.

Светскость не означает распущенность, аморальность и растление. Этого и в исламских странах больше, чем кажется. Светскость – это дорога по цивилизованному пути развития, надежда на процветание и признание мирового сообщества. Надежда на мир. Надежда на выживание и развитие. Нельзя отрекаться от светскости, надо уважать законы своей страны, её форму правления и установившиеся правила. Для этого не требуется отказываться от ислама. Посмотрите на Турцию и Малайзию – ребята успешно живут в светских государствах, практикуя мирный ислам.

Суверенитет – это то, за что мы должны бороться, крепко держаться, беречь и никому не отдавать. Народы, легко променявшие суверенитет на исламскую форму правления, сейчас живут в обломках некогда красивых зданий и в горьких воспоминаниях некогда свободной жизни. А Киргизия категорически не может себе этого позволить.

Наталья Назарова
Наталья Назарова аналитик