
Глава ассоциации «Замандаш» Расул Айдаров: «Родители вынуждены выбирать – воспитывать детей вдали от родины или вдали от себя»
Кыргызстан – это родина, однако решать проблемы соотечественников нужно и в том случае, если они разбросаны по миру. Глава ассоциации «Замандаш» Расул Айдаров рассказал «Кыргыз Элим» о том, как сложно построить коммуникацию с детьми, которые выросли уже россиянами, а не кыргызами – и как важно помогать друг другу…
Расскажите, чем занимаете ассоциация «Замандаш»?
Ассоциация была создана в 2003 году, когда проблема миграции стала актуальной. Я сам являюсь одним из основателей данной ассоциации и основное направление – проблема миграции в России, Кыргызстане и так далее. Мы помогаем и тем, кто уже уехал и тем, кто собирается уехать и тем, кто собирается вернуться на родину тоже.
Можете вспомнить примеры самых необычных проблем, с которыми к вам обращались люди?
Все обращаются с абсолютно разными проблемами, бытовыми, личными. Были проблемы, связанные с мигрантами, которые являются пропавшими без вести. В Казахстане нашли человека, который 25 лет назад пропал, родственники уже не надеялись его найти, но он оказался живым, сейчас находится в больнице. Он поехал в Казахстан на заработки и попал в рабство, до этого времени он находился там. Через 25 лет он стал больным, нетрудоспособным и его уже отпустили.
Жуткая история… Но, как я понимаю, вы общаетесь с соотечественниками, которые живут не только в России, но и за рубежом? Что их объединяет?
В России и в Казахстане находится большинство соотечественников на данный момент. В дальнем и ближнем зарубежье тоже можно встретить наших соотечественников, везде проблемы одинаковые, но им живётся чуть попроще, чем в России. Это связано с тем, что наши люди находятся в малых коалициях, наши посольства и консульства успевают помочь разрешить различные проблемы. А в России большое количество посольств и миграционных служб, они чисто физически не способны решить все проблемы. Но общественные организации и диаспоры активно работают и помогают друг другу.
Как вы решаете бытовые вопросы? Что самое сложное для мигрантов?
В основном на заработки едут молодые, в возрасте от 25 до 40 лет, которые только женились, может, имеют первых детей, оставляют их обычно у родственников или ищут для них здесь детские сады и школы. Пожалуй, с детьми – это самое трудное. Наши общественные организации стараются помочь.
На Ваш взгляд, чем отличаются дети, которые выросли в Москве, от тех, кто выросли на родине?
Дети, которые родились и растут в России очень проблемные. Они знают только русский язык, а наш не знают. Для этого наши диаспоральные организации открывают воскресные школы, чтобы учить кыргызский язык, но этого недостаточно. Вторая проблема – дети мигрантов, которые находятся в Кыргызстане, недостаточно защищены государством, их права часто нарушаются. Бывают случаи, что детей, которых оставляли без родителей, у знакомых, избивали сильно, одного даже убили, ужасные случаи.
Родители находятся в двоякой ситуации, чтобы взять ребенка с собой, не будет времени на него, а если оставить его на родине, то уехать без уверенности в том, что с ним будет?
Да, получается сложный выбор: либо увезти ребёнка с родины и не иметь возможности уделять ему время, либо уехать без него. Это трудно. Часто родители вынуждены уезжать сами хотя бы на время, чтобы устроиться нормально, заработать, а потом забрать детей. Но некоторые навсегда оставляют детей на своих же пожилых родителей, они в полной мере не могут смотреть за детьми в силу своего возраста.
Сейчас же прошло довольно много времени, уже выросло поколение детей мигрантов, которые выросли в России, ментально они уже россияне. Как Вы считаете, они следят за событиями на родине?
В прошлом году мы проводили опрос среди детей мигрантов, которые родились в России, многие отметили, что не хотят знать о событиях, которые происходят в Кыргызстане, потому что они родились здесь, у них уже российский кругозор, менталитет, им тяжело будет переехать в другую страну и жить здесь.
Например, скоро в Кыргызстане выборы? Они придут голосовать?
Да, они будут голосовать на выборах, за политической средой они активно следят в социальных сетях. Но без погружения.
Вы общаетесь с соотечественниками, которые живут в Москве? Вы можете сделать вывод о том, как они оценивают то, что происходит в Кыргызстане?
Сейчас такое время, что все наши соотечественники всегда вовремя получают любую информацию о происходящем в Кыргызстане, активно участвуют, обсуждают вопросы, связанные с этим. Также они любые политические ситуации, выборы в парламент, обсуждают, но проголосовать смогли не все, так как соотечественники, которые находятся в России, не все смогли встать на консульский учет и проголосовать в посольствах. А так они постоянно через социальные сети всегда общаются, с родственниками, друзьями, обсуждают все ситуации.
К январю мигранты успеют встать на учет в консульстве и проголосовать или уже все сроки вышли?
Я думаю, что не все успеют, так как в Москве находится только одно наше посольство, а наших там около миллиона человек. Многие приняли российское гражданство, а у других до сих пор нет гражданства. Они на заработки приехали, у них нет времени: в консульство всегда стоит огромная очередь, у наших нет целого дня на решение таких вопросов.
Что люди хотели бы увидеть в Кыргызстане, в новой власти, которая появится после января?
В данный момент мигранты и наши граждане хотят увидеть в правителях новых людей, новые лица, прошло уже 30 лет, а там все одни и те же государственные деятели, ничего не меняется. Поэтому наши мигранты, которые находятся за рубежом, с удовольствием хотели бы вернуться на родину, если установится справедливость, благоприятная установка здесь. Пока что они не верят нашим властям, нет никакой гарантии. В первую очередь, они хотят, чтобы была сменяемость власти, чтобы не было как 30 лет подряд.