Учитель Динара Кийизбаева: «Россия гордится Пушкиным, Кыргызстан – Айтматовым»

Учитель Динара Кийизбаева: «Россия гордится Пушкиным, Кыргызстан – Айтматовым»

Национальный язык Кыргызстана – кыргызский, однако невозможно вычеркнуть из памяти 70 лет истории СССР, когда русский язык, литература и кинематограф были для республики такими же родными. Лауреат «Пушкинского конкурса для учителей русского языка и литературы за рубежом» Динара Кийизбаева в интервью порталу «Кыргыз Элим» рассказала, как уживаются рядом изучение Пушкина и Айтматова и зачем на уроках русского языка цитировать советские фильмы.   

Как вы оцениваете значение русского языка для современного Кыргызстана?

Сегодня русский язык в Кыргызстане играет весомую роль. На русском языке говорят во всех сферах. На протяжении последних 10 лет вся документация была переведена на национальный язык,  тем не менее, на русском говорят везде и все – от политика до ребёнка младшей группы детсада. Русский язык востребован среди местного населения.   Кыргызы, не считая единиц, не представляют жизни без русского языка. Ведь информация в интернете доступна на русском, молодёжи легче донести свои мысли на русском. И вообще: интеллигентный человек обязан владеть языком Пушкина!

Речь идёт именно об общении в быту?

Мои коллеги очень уважают тех, кто грамотно не только говорит, но и пишет на великом и могучем. Они понимают, как сегодня нелегко филологам в воспитании грамотного поколения.  Интеллигенция «советской закалки» очень грамотно пишет на русском. И приходит в ужас, видя, как молодые люди пишут сообщения, как выражаются простыми фразами. Деградирует правописание. Коллеги поддерживают ту мысль, что изучению русского языка надо уделять должное количество времени.

Какая ситуация в школах?

Даже в тех школах, где обучение на кыргызском, ученики тоже владеют русским и пользуются им, общаясь во дворе, в соцсетях. Жители маленьких городков, как бы ни было им тяжело в освоении русского языка, стараются изо всех сил знать хотя бы общеупотребительные фразы. Студенты, приехавшие обучаться в столицу, ходят на курсы русского языка.  Они осознают, что именно он поможет им достичь высот. Поэтому я верю в будущее русского языка! За время работы в школе я поняла, что при обучении детей нельзя загружать только теоретическим материалом с  сухими примерами – особенно тех, у кого основной язык обучения кыргызский. Очень важно использовать игровые приёмы, разыгрывать жизненные ситуации, исполнять песни русских певцов. В качестве «штрафа» за кыргызские слова на уроке русского использовать шуточные задания  и многое другое. Я стараюсь как можно чаще цитировать советское кино: это заводит детей, они начинают копаться в интернете и на скорость называть фильмы. Так заодно они знакомятся и с сюжетом фильмов. В любой школе хотя бы раз в неделю преподают русский язык. Но этого, несомненно, недостаточно.

А что вы можете сказать об изучении литературы?

В школе с русским языком обучения литература – как правило, один из любимых предметов. В школе с кыргызским языком обучения преподнесение творчества русских писателей зависит от педагога. Если учитель любит  литературу, то он сделает всё, чтобы дети читали и анализировали произведения.

Я, к примеру, очень люблю русскую литературу.  Поэтому  на предметной неделе обязательно уделяю особое место творчеству Александра Сергеевича Пушкина – дети каждый год пополняют свои знания, начинают знакомиться с его творчеством уже с 4-5 лет. Каждый ребёнок знает хотя бы 2-3 сказки Александра Сергеевича.

В Кыргызстане есть собственный великий писатель – Чингиз Айтматов, недавно отмечали его день рождения. Какое к нему отношение?

Россия гордится Пушкиным, Кыргызстан – Айтматовым. Чем больше мы говорим о них, тем они ближе подрастающему поколению. Но недостаточно просто говорить о них: нужно говорить с любовью, содержательно, грамотно. Как только ученик  почувствует, что мы говорим  об этих великих людях «для галочки», то всё – у него пропадает не только интерес к творчеству писателей, но и уважение к такому педагогу. Поэтому литератор должен держать марку. Я для меня очень важен вопрос защиты звания лауреата Пушкинского конкурса.  Человек, говорящий и анализирующий Пушкина и Айтматова, должен каждый день работать над собой. Сколько цитат подарили нам эти гении?.. Филолог должен любить этих писателей и делиться своими знаниями с молодежью: организовывать конкурсы, выставки, презентации, литературные вечера... У учителя ест множество возможностей.