Олег Колесников: «Борьба с коррупцией должна перестать быть фейком!»

Олег Колесников: «Борьба с коррупцией должна перестать быть фейком!»

Россия окажет содействие Кыргызстану в борьбе с коррупцией, заявляет Олег Колесников, депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции. Российский парламентарий находится в Кыргызстане, где консультирует руководство республики.

Признанный эксперт в вопросе борьбы с коррупцией, Олег Колесников занимается этой тематикой более 10 лет. Несмотря на плотный график, он дал эксклюзивное интервью «Кыргыз Элим» на тему противодействия коррупции, изучению которой он посвятил 10 лет своей парламентской практики.

 – Олег Алексеевич, все-таки в чем заключалась цель вашей поездки в Киргизию?

Я являюсь одним из экспертов в области законодательного обеспечения противодействия коррупции. Для начала расскажу о коррупции, о том, чем именно она опасна в системе общественных отношений. С одним из видов коррупции мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни. Речь о бытовой коррупции, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи, к этой категории также относится кумовство (непотизм).

Бытовая коррупция охватила сегодня здравоохранение, образование, сферу спорта, культуры, различного вида регистрации, военный призыв… все подобные сферы.

Во время моих переговоров с  представителями силовых ведомств Киргизии мы обсуждали блок вопросов, которые рассматриваются с точки зрения опасности такого коррупционного разгула. Порождаемые коррупцией проблемы становятся угрозой для стабильности и безопасности общества, подрывают демократические институты и ценности и наносят ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Мы говорили о том, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран.

– И тут хочется вас спросить – а почему так важна России борьба с коррупцией в Киргизии?

Я и так хотел продолжить, что есть логика в интересе со стороны России, отнюдь не желающей, чтобы угроза роста коррупции в отдельно взятой стране становилась всеобщей бедой. Это закономерно: мы не хотели бы видеть регион постсоветского пространства, нашего соседа, дошедшим, что называется, до предела.       

Сегодня проблема коррупции, подавления различных ее проявлений и противодействия ее распространению, выработки и практической реализации эффективной антикоррупционной политики является предельно острой и жизненно важной для Российской Федерации.

То есть коррупция – это очевидное зло всей системы социального управления, присущее всем государствам и существовавшее во все времена. Это интернациональное явление. Следовательно, и бороться с ней необходимо с точки зрения двустороннего формата. И понимание данной повестки и Россией, и Киргизией сегодня есть.

Мы отчетливо понимаем, что, упуская возможность радикального противостояния коррупции сегодня, уже завтра мы можем способствовать росту ее воздействия на систему общественных отношений. И это, в конечном счете, приведет к тому, что именно коррупция превратится в регулятор общественных отношений, подменяя право или действуя параллельно с ним, тем самым ослабляя государственную власть.

Учитывая частую смену власти в Киргизии, которая порождается массовым недовольством граждан коррупцией, подразумевающей низкий уровень жизни населения, такой разгул коррупции и провоцирует революции. Поэтому в целях обеспечения государственной безопасности, законодательного противодействия коррупции мы и намерены сотрудничать в дальнейшем.

– Вы часто акцентируете на важности законодательного противостояния коррупции, говорит ли это о том, что одних мер уголовного направления явно недостаточно?

– Общеизвестно, что одними мерами уголовного права победить коррупцию невозможно. Для этого необходимо формирование целостной системы антикоррупционного законодательства, в котором должны быть урегулированы как аспекты ответственности за коррупцию, так и аспекты формирования антикоррупционного механизма государственного управления. В этой связи президентом России Владимиром Путиным подписан указ о национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы.

В ходе анализа действующей системы антикоррупционных законов было выявлено, что и эти законы содержат определенные коррупциогенные факторы, что обуславливает необходимость их дальнейшего совершенствования. Государство и общество по мере своего развития с учетом многих факторов объективного и субъективного характера обязаны формировать средства противодействия коррупции, также апробируя их на различных уровнях власти – федеральном, региональном и местном.

Лично я занимаюсь вопросами законодательного противостояния коррупции вот уже 12 лет – это годы системного анализа, выработка огромного свода соответствующих законов, изучения практического опыта. И мне кажется, что сегодня нашему союзному партнеру – Кыргызстану, крайне полезен будет этот опыт, который мы у себя в стране уже применяем.

По итогам уже состоявшихся переговоров могу констатировать, что мы нащупали общие точки соприкосновения» в вопросах противостояния коррупции. Надо отметить, что есть существенная разница между противостоянием коррупции и борьбой с этим негативным явлением. В рамках состоявшихся встреч, мы говорили о российском опыте в области противодействия коррупции. То есть ясно, что победить коррупцию — это одно. Но поставить заслон, который ппротиводействовал бы ее бурному натиску законодательно, — это другое. И это возможно, используя лучшие наработки в российской практике, тем более, когда существующее антикоррупционное законодательство РФ отвечает всем мировым стандартам.

– А насколько российский опыт будет адаптирован к кыргызским реалиям? Насколько наработанный опыт в России будет полезен для противодействия коррупции в других странах?

Во всяком случае, есть понимание, что коррупция разрушает экономику, нарушает права человека и гражданина, лишает нас будущего. Права, которыми обладает человек с рождения, остаются лишь на бумаге - красивые слова, не соответствующие реальности.

Да, в России тоже не всегда все получалось по-настоящему. Есть ошибки. Всё еще сохраняются перегибы в правоприменении в правоохранительной, судебной системах. Но, с другой стороны, люди становятся мудрее, общество - ответственным и крайне чувствительным и нетерпимыми к разного рода проявлениям коррупции.  

Для того, чтобы борьба с коррупцией давала реальные результаты, конечно, недостаточно реформ и свода новых законов, нужно желание всех людей. Желание уважать и исполнять законы. Ведь взяточничество существует не только благодаря тем, кто берет, но и тем, кто дает.

То есть, наряду с борьбой с проявлениями коррупции, надо бороться за развитие правосознания нашего общества, перевоспитывать народ так, чтобы дать понимание: взяточничество - это не средство для быстрого решения проблем, а источник этих самых проблем.Мы должны поменять свое отношение коррупции, четко представляя ее последствия. Должны поменяться ценности в обществе. 

– Кстати, принято считать, что основная причина безуспешной борьбы с организованной преступностью заложена также в высокой степени коррупции?

Объемы капитализации криминальной сферы достигли очень больших сумм. Существование потока денег в больших объемах в криминальной среде невозможно без участия высокопоставленных лиц в правоохранительных и судебных органах. Организованные преступные группы беспрерывно ведут транзит наркотиков и контрабанду товаров. Они пытаются взять под свое крыло крупный рентабельный бизнес, особенно бизнес, связанный с акцизными товарами. Если бы не коррупция в силовых структурах, криминальные группы не смогли бы проворачивать такие дела. Но наработан целый комплекс мер на уровне законодательного противостояния. Думаю, российский опыт в этом направлении в случае его применения в Кыргызстане может дать хорошие плоды.  

Россия в свое время пережила засилье того же оголтелого олигархата, в виде так называемой, «эпохи боярщины», когда 7-8 олигархов практически управляли страной. Мы прошли этот этап. И я считаю, что уровень компетентности власти должен быть соответствующим, чтобы противостоять всем этим негативным явлениям. Вертикаль власти может дать отпор только если обладает силой и поддержкой народа, действуя жестко и беспощадно, нанося удар коррупции и коррупционерам, потому что только власть, а не кучка олигархов действует в интересах большинства.

Олигархов от всех нас, простых граждан, отличает лишь наличие огромного капитала. Но именно олигархи не должны иметь никого отношения к политике, и отношение к ним в обществе должно быть соответствующее – как к людям, наделенным большими деньгами, не более того.

Если взять Россию, то в результате определенного пути развития класса «политических олигархов» не осталось. Все страны походят через это, и Кыргызстан тоже пройдет этот этап. Выстроенная ранее политическая система, в которой ресурсы и финансовые потоки были поделены между кланами и замкнуты в «одних руках», останется в прошлом. Если этого не произойдет, то есть серьезная угроза: по уровню развития коррупции страна приближается к государствам Африки и характеризуется, как олигополия — в Кыргызстане, согласно отдельным источникам, наблюдается существенный разрыв между самыми богатыми и самыми бедными.

Конечно, это неизбежно увеличивает риск, что дестабилизация в Кыргызстане может перекинуться и на соседние страны.  В «таможенной деятельности», казалось бы, незаметной и закрытой сфере, тоже происходят, к сожалению, непонятные действия теневых уполномоченных «олигархов» и их подельников.

Поэтому, чтобы шаги по борьбе с коррупцией не воспринимались с недоверием рядовыми гражданами страны, надо использовать инструменты борьбы с коррупционными преступлениями.

Борьба с коррупцией в Киргизии не должна оставаться фейком. И по моему убеждению, в первую очередь, должна быть выстроена чёткая вертикаль власти. Кыргызстан можно с уверенностью вывести в топ успешный стран с блестящим будущим. Более того, я уверен, что эту страну ждет великое будущее, поскольку у нее огромный потенциал. До сих пор двигателем проблем страны и спада экономики является такой страшный фактор как коррупция, поэтому Россия поддерживает рвение и.о. президента Садыра Жапарова, который намерен провести ряд колоссальных реформ в стране. Для того, чтобы против коррупции работали реформы, нужна сильная политическая воля и конкретные, рабочие механизмы. Еще раз: коррупция – это наша общая проблема, она требует всеобщих усилий для борьбы с этим злом.