Бизнес-психолог Евгения Шепелева

Евгения Шепелева: Первое, на чем основывается счастливая жизнь, – это искренняя и всеобъемлющая благодарность за то, что у вас есть жизнь.

Бизнес-психолог Евгения Шепелева консультирует руководителей крупнейших компаний России, Центральной Азии и СНГ. Её услуги стоят немало, а гонорары достигают миллиона долларов. Однако авторская методика Евгении позволяет компаниям увеличивать прибыль в пять-десять раз.

Евгения Шепелева окончила Плехановский университет, Высшую школу экономики и Институт клинической психологии и психотерапии. Получила MBA по нейромаркетингу.

Работала в известных компаниях (в том числе ПАО «Мечел», «Связной» и др.). Имеет успешный опыт руководства международным стартапом с клиентами в 30 странах мира.

Евгения, с какими запросами к вам чаще всего обращаются как к психологу?

Евгения Шепелева: Самый распространенный вопрос бизнесменов: как увеличить чистую прибыль. Я помогаю своим клиентам понять, что мешает это сделать. Обычно это проблема энергетики самого человека. Часто человек слишком много энергии инвестирует в бизнес, выгорает, замыкает на себе решение всех вопросов, и таким образом развитие бизнеса останавливается. Моя задача состоит в том, чтобы помочь руководителю направить энергию именно на получение прибыли.

С чего вы начинаете, когда к вам приходят владельцы бизнеса? Что заставляет их довериться молодой женщине?

Евгения Шепелева: Люди, которые боятся показать свои слабые стороны, не могут добиться высоких результатов. Они всегда будут искать недостатки консультантов вне зависимости от их пола и возраста. Мои клиенты максимально открыты, и в результате они получают рост прибыли в два, три, пять, а скоро будет и десять раз. Для них важно не то, сколько мне лет, а результат. Поэтому они приходят ко мне со словами: «Я готов сделать все, что ты скажешь, ради получения результата».

Для достижения поставленной цели они на протяжении полугода проходят 30 часов работы в месяц. Как строится эта работа? Например, ко мне приходит клиент и говорит, что хочет увеличить прибыль в три раза за полгода. Я интервьюирую человека, спрашиваю, что конкретно он сделал для того, чтобы этого добиться. Как он планирует увеличить чистую прибыль? Затем я анализирую его финансовую отчетность — у меня и моих сотрудников есть для этого соответствующее образование. Мы смотрим, какие продукты генерируют прибыль, какова маржинальность и так далее. Кроме того, мы изучаем географию бизнеса, запрашиваем информацию о сотрудниках, оцениваем их эффективность, читаем отзывы о продукте. Затем мы разговариваем с менеджментом компании. После этого начинается глубинная психологическая работа, – она индивидуальна в каждом случае.

Кстати, бизнесмены из Кыргызстана, пожалуй, наиболее готовы к любым смелым экспериментам. У них нет такой «зашоренности», как во многих других странах.

Вы можете рассказать о каких-то конкретных кейсах?

Да, руководитель одной центрально-азиатской строительной компании получал прибыль в размере 3 млн сомов в месяц, через полгода он смог удвоить ее. Когда он обратился с запросом, он говорил, что как будто находится в тисках, он не мог повысить свой личный доход на протяжении уже двух лет. Оказалось, что слив энергии происходит из-за проблем в отношениях с женой. После глубокой проработки личностных и сексуальных отношений с супругой появились новые силы и мотивация. Ещё у этого человека была программа «Я самый лучший», для подтверждения такого своего статуса он тратил слишком большие деньги. При этом это сочеталось с синдромом самозванца и страхом, что большие деньги отнимут в результате того или иного политического коллапса.

Другой кейс связан с сетью оздоровительных центров. Их владелица получала прибыль в размере 3,5 млн рублей. После восьми месяцев работы прибыль выросла до 11 млн рублей. Бизнес-леди чувствовала себя не на своем месте, ее беспокоила проблема эмоционального выгорания. Происходила это из-за нежелания жить, подсознательной тяге к смерти. Как только женщина наладила свой досуг, проработала детские обиды, всё изменилось. Выйдя из оперативного управления бизнесом, она, вопреки своим опасениям, смогла значительно увеличить личный доход.

– Расскажите, пожалуйста, о своей авторской методике.

- Мой метод заключается в следующем: я рассматриваю разные сферы жизни человека, нахожу, в каких областях жизни он чувствует удовлетворение и счастье, истинное счастье, насколько эти сферы помогают ему быть наполненным энергией и насколько эффективно он решает задачу роста прибыли. Чаще всего происходит так, что в каких-то сферах его жизни его что-то не устраивает, и, соответственно, энергия сливается на те области жизни, в которых он не счастлив. Поэтому моя задача в том, чтобы понять, куда у человека сливается энергия и направить эту энергию так, чтобы он мог быть эффективным в работе.

– Что такое слив энергии?

– Это когда внимание человека направлено на те области жизни, которыми он недоволен и происходит такая «закольцовка», когда он начинает думать о том, что ему не нравится. И так как он думает об этом, то не может найти решение, выход…

– Почему в Кыргызстане, да и в целом, в Центральной Азии, так мало инновационных компаний и возможно ли чтобы это поменялось? Фраза «кыргызская ИТ-компания» вызовет скорее улыбку. Может ли эта страна стать тоже инновационной как, например, Южная Корея?

– В первую очередь, я бы обратила внимание кыргызских бизнесменов на способность быть эффективными в работе. На то, чтобы четко ставить задачи, разделять их на более мелкие. Кому-то не хватает знаний, кто-то просто ленится.

Для строительства инновационной экономики на рынке должны быть специалисты, разбирающиеся в соответствующих областях знаний. Пока в Кыргызстане таких специалистов мало.

Однако есть ниши, где уже сейчас можно показывать большой рост. В первую очередь, это развитие внутреннего и внешнего туризма. Кыргызы – один из самых гостеприимных народов мира. Вложения в туристическую инфраструктуру в вашей стране могут быстро окупиться.

– Следующий вопрос из области социальной психологии. В Кыргызстане слишком часто происходят революции, и каждый раз после них страна немного откатывается назад. Что мешает нашей стране стать на эволюционные рельсы?

– Кыргызы вызывают у меня большое уважение. У них есть та внутренняя свобода, которая не характерна для России. Я искренне желаю вашей стране последовательного и бесконфликтного развития. В первую очередь, проблема заключается в умах элиты страны.

– Что это за проблема?

– Есть люди, которые владеют активами, недвижимостью, компаниями. На мой взгляд, чтобы Кыргызстан двигался вперед, необходимо произвести революцию именно в умах этих людей. Они должны создавать рабочие места, проявлять искреннюю заботу о простых людях, создавать исследовательские департаменты в своем бизнесе и внедрять инновации. К счастью, такие бизнесмены есть в вашей стране. Их пока мало. Но я верю, что это вопрос времени.

- Расскажите о своей работе в Кыргызстане?

- С Кыргызстаном меня связывает многолетняя дружба. Так получилось, первыми моими клиентами были представители искусства и известные блогеры. Я помогала им улучшить личную жизнь и профессиональную деятельность. Например, я проводила тренинги в Бишкеке, в которых участвовали деятели культуры.

И многие клиенты стали моими хорошими друзьями. Это Айпери «Айпоша» Куржумбаева, Айжана Осомбаева и другие.

– В чем специфике менталитета кыргызов? С нами вам работать проще или сложнее, чем с русскими или европейцами?

- Когда я впервые приехала в Кыргызстан, я поразилась красоте местной природы. Мы жили в горах зимой, там было удивительно красиво. Мои клиенты просто задарили меня подарками, а общение было удивительно душевным. Я чувствовала заботу о себе, и старалась ответить тем же.

В России есть много людей, которые любят просто поговорить. Кыргызы настроены более практично. Они сразу же начинают применять на практике те знания, которые получают.

Например, один из моих тренингов занимал три дня. Так вот, ту информацию, которую я дала в первый день, вечером все участники уже внедрили, получили результат!

При этом мне не приходилось адапатировать и упрощать информацию. Кыргызы, входящие в элиту вашей страны, обладают быстрым практическим складом ума.

К сожалению, из-за пандемии несколько мероприятий было перенесено. Но я надеюсь, что скоро опять смогу посетить Бишкек и другие города.

– Какие негативные установки мешают кыргызам делать многомиллиардные бизнесы?

– Многие проблемы связаны с бедным детством, в котором зародилась боль. Она отражается на поведении человека уже во взрослой жизни. В частности, это приводит к излишней демонстрации своего богатства. Иногда это приводит к апатии, когда человек теряет вкус к жизни, пускается «во все тяжкие», употребляет наркотики и алкоголь. Внешне у него все есть, но он не может найти свое место в жизни.

Кыргызы – гордый народ. Многие уверены, что быть бедным стыдно. Непроработанные эмоции, которые блокировались, приводят к негативным последствиям. Человек часто не может насытиться богатством, чувствует себя раненым зверем.

Есть еще одна беда. Мужчины часто бывают жестоки по отношению к своим женам. Они срывают на них, а жены потом срываются на детях. Дети вырастают и начинают мстить всем женщинам. Одна и та же проблема передается из поколения в поколение…

– Что лично вы можете сделать для кыргызского народа?

Я бы хотела работать с представителями политических кругов, с людьми, которые являются владельцами крупных компаний, чтобы помочь им справиться с внутренней болью, помочь изменить мышление. И тогда следующие поколения будут свободны от многих деструктивных программ, люди станут гораздо счастливее.

– Как это может изменить жизнь всей страны?

– Если у человека много душевной боли, это выражается в его поведении по отношении к сотрудникам. Но если человек внутренне свободен и счастлив, то он будет прикладывать все усилия для инновационного развития своей страны, он будет вкладываться в исследования, будет думать, как улучшить жизнь простых людей.

– Как обычно строится ваша работа с киргизскими бизнесменами? Допустим, глава крупной корпорации решил обратиться за вашими услугами, что происходит дальше?

- Все зависит от уровня решаемых задач, от того объема работы, который надо сделать. Есть проекты по психологическому консультированию стоимостью более миллиона долларов, есть продукты и для инновационных, развивающихся компаний, которые только планируют стать лидерами в своих отраслях.

Есть две основных области, в которых я работаю. В первом случае это работа напрямую с лидером. Мы работаем по всем сферам его жизни, отрабатываем детские травмы, делаем его более свободным и работоспособным. Во втором мы работаем с компанией в целом. Это может быть консультирование всего топ-менеджмента, иногда общение с рядовыми сотрудниками. Задача такой работы – убрать все блоки, мешающие ставить амбициозные цели и идти вперед. В результате у сотрудников появляется мотивация и желание для того, чтобы добиться высоких результатов не только в масштабах страны, но и в масштабах всего мира.

– Работа всегда проводится очно?

– С собственниками компаний – да. На русском языке в Москве или в Бишкеке. С топ-менеджерами она может частично проводиться в онлайн-формате. Многие успешные бизнесмены из Оша и других регионов не так уверенно знают русский язык, в этом случае на сессии может присутствовать доверенный переводчик.

– Все ли сводится только к психологическим проблемам? Кыргызстан продолжает сталкиваться с теми проблемами, которые Россия проходила в 90-е годы. Это отнюдь не навязанные страхи, а реальность, в которой приходится работать. Как можно быть спокойным или уверенным, когда всегда есть риски смены власти, рейдерских захватов, попытки отобрать бизнес?

– При повышенной турбулентности, когда нельзя быть уверенным в завтрашнем дне, очень сильно помогает именно психологическая работа и развитие таких качеств как гибкость, стрессоустойчивость и способность трезво мыслить и извлекать пользу из любой ситуации.

Есть такая категория людей – стартаперы – это люди, которые начинают свой проект. В свое время я была руководителем проекта, который развивался в 30 странах. Я работала с 8 утра и до 23 – утром приходилось общаться с Азией, вечерами – с Латинской Америкой. И я не понаслышке знаю, что такое турбулентность. Нужно развивать соответствующие области мозга, внутреннюю силу духа. Находить плюсы во всех форс-мажорах.

– Что делать тем начинающим предпринимателям, у которых пока нет денег на оплату ваших услуг. Можете дать пару советов, чтобы они могли делать, чуть стабилизировать свое психологическое состояние? Может ли человек без помощи психолога отрефлексировать свои ограничения и убрать их?

– Это возможно. Первое, что нужно понять, это что если вы живы, если у вас есть все части тела, вы дышите – это означает, что вам уже крупно повезло. И первое, на чем основывается счастливая жизнь, – это искреннее и всеобъемлющее чувство благодарности за то, что у вас есть такой дар – жизнь. Если у вас есть близкие, то это двойной джек-пот, вам крайне повезло! Вам стоит поблагодарить Бога! В погоне за материальными благами и развлечениями, мы часто забываем о нашей семье, впадаем в уныние и отчаяние. Можно до бесконечности перечислять то, за что нужно быть благодарным.

Надо принять решение, чтобы быть счастливым в любых ситуациях. На своем опыте я поняла, что несмотря ни на что важно правильно относиться ко всем событиям.

Как быть несчастным? Это очень просто. Нужно критиковать правительство, людей, экономическую ситуацию, соседей, мужа, детей. Но есть другой выбор. Вы можете быть благодарным и думать о том, как конкретно вам в той ситуации, которая есть, выстраивать свою жизнь.

- Часто люди придумывают интересные вещи по развитию бизнеса, своей карьеры, но почему-то до реализации они не доходят, не хватает какого-то импульса, пинка...

- Сейчас вы отметили основную область применения моих услуг как психолога. Талантливых людей, которые могли бы достичь высокого результата, очень много на самом деле. Но из-за отсутствия внутренней силы и мотивации они не доводят дела до конца. Моя задача – создать у человека внутреннюю мотивацию, окружить его теми помощниками, которые будут помогать ему развивать свой потенциал и идти с ним к его цели.

Один мой приятель как-то рассказал мне, что у него не получилось семь бизнесов. Но его нынешняя компания приносит прибыль в 150 млн рублей каждый год. Задача каждого человека – не останавливаться, всегда идти вперед. Преодолевая свою апатию, уделяя внимание дисциплине, мы можем достичь очень многого.

– Многие талантливые люди из Кыргызстана работают в других странах, в первую очередь, в России. Получается, что страна как бы обескровлена…

– На эту ситуацию можно посмотреть иначе. Работа в других странах сильно обогащает опыт человека. Вернувшись в свою страну, он может использовать полученные знания и навыки на благо Родины.

Власти страны должны создавать такие экономические программы, которые будут мотивировать талантливую молодежь работать в Кыргызстане. Это опять вопрос мышления лидеров, о котором мы говорили выше.

Беседовал Канатбек Мурзахалилов

Источник: Журнал «Жетиген»