фото (EURASIA TODAY)

Эксперт по вопросам религии о том , насколько серьезна ситуация в КР со «спящими ячейками» террористов

           Эксперт по вопросам религии Канатбек Мурзахалилов в эксклюзивном интервью «Eurasia Today» рассказал о том насколько серьезна ситуация в Кыргызстане со «спящими ячейками» террористов и о том, опасна ли текущая ситуация на кыргызско-таджикской границе?

- Как защитить Кыргызстан от «спящих ячеек» террористов и что должно предпринять государство по их обнаружению и ликвидации?

- Причина быстрого захвата власти «Талибана» Афганистана, благодаря которым талибы без единого выстрела захватили Кабул – это действие «спящих ячеек». Начиная с 2003 и по 2017 годы в Кыргызстане различными судебными инстанциями 21 организации признаны экстремисткой и террористической. На территории Кыргызской Республики их деятельность запрещена.

Корни этих организаций находятся вне Кыргызстана. Ситуация в Афганистане, на Ближнем Востоке, разгром деятельности террористической группы «ИГИЛ» показывает, что сторонники и последователи этих радикальных групп в нашей республике тоже имеются.

Сегодня, в новостных порталах почти каждый день идет информация о задержании и ликвидации террористических групп. Государство в этом аспекте должно неустанно работать над повышением религиозного просвещения населения. Особая роль здесь должна отводиться Муфтияту и другим легально действующим религиозным организациям.

Силовые структуры должны обменяться информацией по линии ОДКБ, ШОС и провести превентивные мероприятия. Самое главное – государство должно взять инициативу, на системной основе работать над повышением уровня религиозного образования, как в частности, так и в целом. Это относиться, как к духовным служителям, так и ко всему населению.

На сегодняшний день такие шаги предпринимаются со стороны государственных органов. Но, более серьезная работа должна вестись на уровне мечетей и в рамках местных сообществ.  Необходимо активное противодействие различным радикальным воззрениям в интернете и других типах коммуникации (социальных сетях и т д)

Мы должны обратить внимание и на национальные меньшинства, так как опыт показывает, что более чем из 800 человек, которые выехали и примкнули к рядам «ИГИЛ», более 70 - 80%, составляют представители из южного региона, а именно из узбекского меньшинства.

Надо усилить работу в пенитенциарных учреждениях, так как опыт показывает, что если одного адепта радикальной организации посадить с другими сокамерниками, то он быстро может пропагандировать их принять радикальные идеи. Сейчас ГСИН Кыргызстана предпринял усилия и их теперь сажают в отдельные камеры.

- Насколько серьезная сейчас ситуация на таджикско-афганской границе, в связи с провокационными действиями Таджикистана (учения таджикских войск на границе) и отправка талибами отрядов смертников на пограничную территорию?

- Этому предшествовало выступление президента Таджикистана Эмомали Рахмона на сессии Генассамблеи ООН. Рахмон потребовал от нового руководства Афганистана создать инклюзивное правительство и включить туда представителей таджикских национальностей.

В свою очередь, талибы оценили высказывание Рахмона «прямым вмешательством в их внутренние дела». По некоторым данным, Таджикистан на границе с Афганистаном (в Пенджабе) тоже задействовал своих военнослужащих.

В свою очередь, «Талибан» выставил отряд смертников, который им сильно помог во взятии Кабула. Напомню, Пенджаб граничит и с Таджикистаном, и с Китаем.

Больших боевых действий или противостояния, по моему мнению, не произойдёт, так как мировое сообщество этого  не позволит. Таджикистан, являясь членом региональных структур, таких как как  ОДКБ и ШОС обязательно попросит помощи у своих партнеров. При посредничестве членов Организации договора о коллективной безопасности этот вопрос скорее всего будет урегулирован.

Это, в свою очередь, является оценкой своих сил и возможностей Эмомали Рахмоном перед ожидаемым транзитом власти своему сыну. Таджикский президент сейчас пытается укрепить власть на фоне ослабления своего режима. Помимо этого, Таджикистан из-за последствия пандемии, как и многие страны мира сталкивается с экономическими трудностями. Разыгрывая эту карту он пытается получить поддержку не только у населения Таджикистана, но и перед мировым сообществом. Этому свидетельствуют его недавний визиты во Францию и Бельгию.

Как известно, нынешний таджикский глава считает себя не только лидером Таджикистана, но и всех таджиков в мире. В Афганистане сейчас около 14 млн. таджиков.

- Готова ли Россия помочь другим центральноазиатским странам (в частности Кыргызстану) в случае вторжения на их территорию отрядов «Талибана» и будет ли она использовать базу в Канте и силы ОДКБ для защиты от радикальных группировок?

- Сейчас «Талибан» не будет предпринимать ни каких активных военных действий по отношению другим государствам. Любая власть, после её прихода к руководству страной, будет заниматься укреплением своей власти, решением хотя бы элементарных проблем социально – экономического характера, оставленного предшественниками. Если власть начинает принимать авторитарные методы управления, то у народа тоже появиться свои вопросы к режиму. Такова природа власти.

Но, не исключается вторжение стороны аффилированных с «Талибаном» радикальных групп, таких как «Ансаруллах».

Как известно, «Ансаруллах» была создана примерно 10 лет назад, чтобы противостоять режиму Рахмона. Кстати, деятельность этой организации запрещена как в Таджикистане, так и в Кыргызстане.

В июне 2021 года «Талибан» официально провозгласил, что в провинции Бадахшан пятью уездами будет править «Ансаруллах». В случае агрессивных действий «Талибан» не будет действовать напрямую, а только через подобные структуры.

- В том случае, если талибы все же создадут Исламский Эмират Афганистана, то возможна ли ситуация периода 90-2000-х годов, когда после правления радикальных талибов к власти пришёл более либеральный Гани?

- Начиная с 1996 по 2001 г., когда талибы в первый раз пришли во власть они действовали жестко. В очередной раз, 15 августа 2021 года, придя к власти, они сразу же объявили о своих намерениях, состоящих из 8 пунктов.

Придя во власть во второй раз действия «Талибана» стали более либеральными. Они стали более внимательно относится к правам женщин, к обучению.

Почему режим Ашрафа Гани быстро пал и народ не поддержал его? Это, во-первых, касается социальной несправедливости, развития коррупции в стране. Народ сейчас ожидает от талибов более справедливых вещей, основанных на исламских принципах.

Лидеры «Талибана», которые вернулись в Афганистан из Дохи понимают, что если они будут действовать также жестко, как и во время своего первого правления, то их не признает мировое сообщество.

Совет безопасности ООН, многие государства мира признали «Талибан» террористической организацией (как и Кыргызстан) и ее деятельность запрещена на территории многих стран.

Если «Талибан» будет придерживаться тех же радикальных шагов, как и прежде, то они останутся один на один со своими проблемами.

Одним из главных высказываний талибов после того, как они пришли к власти, было уничтожение плантаций наркотиков. Это поддерживается и другими международными институтами. Однако, вопрос, касающийся прав женщин, прав на образование – эти пункты будут обязательно отслеживаться мировым сообществом.

Признает ли мировое сообщество Исламский Эмират Афганистана сегодня зависит от руководителей «Талибана». Это выбор афганского народа, и никто не имеет право вмешиваться во внутренние дела этой страны.

Кыргызстан один из первых, кто встретился с новым руководством Афганистана. Заместитель Совета  безопасности Кыргызской Республики Таалатбек Масадыков 23 сентября провёл переговоры с и. о. главы МИД Афганистана, членом руководства движения «Талибан» Амиром Ханом Муттаки. Была передана гуманитарная помощь.

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров тоже высказался, что Кыргызская Республика не будет вмешиваться во внутренние дела афганского народа, отметив, что намерен рассматривать «пути сотрудничества». Также, немного позже, глава МИД Узбекистана провел переговоры с руководством «Талибана». Буквально на днях с талибами встретилась делегация Казахстана.

Чтобы сделать свою власть легитимной, талибы должны пойти на некоторые уступки. В части, касающейся прав женщин, экономического блока и т д. В противном случае их ожидает тот же конец в рамках своего первого пятилетнего правления.

Разумеется, вопрос стоит о судьбе «Талибана». И их лидеры это прекрасно понимают и должны показать миру, что выполняют все свои обязательства, взятые на себя перед мировым сообществом.

Материал подготовил Коротовских Евгений

Источник: EURASIA TODAY