Арсен Усенов: Большинство кыргызстанцев поддерживают президентскую республику
соцсети

Арсен Усенов: Большинство кыргызстанцев поддерживают президентскую республику

Политолог Арсен Усенов в интервью «Кыргыз элим» рассказал о том, за кого и почему готовы голосовать кыргызстанцы. По его словам, главный вопрос будет не в том, какую форму правления в итоге выберут жители страны, а в том, насколько ответственными и профессиональными окажутся новый глава государства и его команда.

По вашему мнению, насколько сейчас Садыр Жапаров популярен в обществе, и почему другие кандидаты в президенты как будто уступают ему в активности ведения предвыборной кампании?

У Садыра Жапарова сейчас рейтинги, по данным опросов, выше, чем у других кандидатов. По некоторым данным, в конце 2020 года за него были готовы проголосовать около 30% избирателей, а за остальных – максимум 10%. Наверно, его соперники здраво оценивают свои возможности. Даже если они вложатся сейчас в пропаганду, опередить лидера гонки всё равно не удастся. Кроме того, значимую роль играет то обстоятельство, что он уже был и.о. президента Кыргызстана. Вместе с тем Садыр Жапаров пришел на волне третьей революции, и большинство людей, которые выступали против предыдущей власти, сейчас выражают ему поддержку.

Какие у его избирателей ожидания от кандидата?

Во время революционных событий политики часто пытаются оправдать самые высокие ожидания. Жапаров не стал исключением. Он обещает поднять зарплаты, поднять пенсии, сделать Кыргызстан богатой страной, бороться с коррупцией, с олигархами во власти и так далее. Многие люди считают, что с избранием Садыра Жапарова произойдет некое чудо. Другое дело, насколько власть будет способна реализовать свои обещания, потому что одно дело сказать что-то, а другое – выполнить. И здесь Жапарову придется сильно постараться.

Насколько неожиданным было свержение Жээнбекова и его дальнейший уход с политической сцены?

Вообще подобные события прогнозировали многие эксперты, но не ждали их так скоро. В обществе назревали сильные оппозиционные настроения.

Во-первых, в Кыргызстане не принимались попытки по задержанию коррупционера Раимбека Матраимова. Он является контрабандистом, и журналисты выяснили, что он вывез из Кыргызстана с 2013 по 2017 года 700 миллионов долларов.

Во-вторых, по рейтингу властей ударила пандемия коронавируса. Руководство страны продемонстрировало свою неготовность справиться с такой проблемой. Например, во время «черного июля», прозванного так за большое количество погибших от коронавируса, депутаты решили уйти в отпуск.

В-третьих – и это самый главный фактор! – на парламентских выборах победили две партии, одну из которых возглавляет брат Жээнбекова, а другую связывают с Матраимовым: «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан». Это стало последней каплей. Партии, которые не прошли в парламент (в том числе партия «Мекенчил» Садыра Жапарова), потребовали отмены результатов голосования. При этом они тоже не ожидали, что ситуация так далеко зайдёт. Но все знали, что избирателей либо покупали, либо заставляли голосовать «как надо» при помощи административного ресурса.

Сейчас участники событий начала октября видят своим президентом Жапарова?

Часть поддерживает Жапарова и видит его уже своим президентом. Висят баннеры с лозунгом «Садыр – президент». Но есть и те, кто выступают против Жапарова, они поддерживают парламентскую республику. Вообще большинство кандидатов в президенты выступают против Жапарова и приводят в качестве аргументов незаконность его освобождения. Говорят о том, что у него есть непогашенная судимость, что он, исполняя обязанности президента, не имел права быть кандидатом и так далее. На теледебатах они не спорят друг с другом, а критикуют его.

А сторонники Жапарова что говорят?

Ими он воспринимается как герой, как мученик. Они говорят, что он был незаконно посажен в тюрьму, вспоминают, как он выступал за то, чтобы месторождения золота принадлежали государству. На этом строится его авторитет.

Помимо президентских выборов, будет референдум по форме правления. На ваш взгляд, кыргызстанцы выберут парламентскую или президентскую республику?

Судя по предварительным опросам, относительное большинство, чуть больше 50%, голосуют за президентскую форму правления. Идут споры. Кто-то за президентскую, с сильным ответственным президентом, кто-то за парламентскую, и у обеих сторон есть свои аргументы. Кто за парламентскую говорит, что «мы пережили 4 президентов, и у нас никогда не было парламентской формы правления, все президенты безответственные и всегда стараются узурпировать эту власть». Поэтому они предлагают перейти полностью на парламентскую форму правления. Те, кто за президентскую аргументируют тем, что нынешний состав Жогорку Кенеша показал себя очень безответственным, решение принимает парламент, но никто ни за что не отвечает. Поэтому они говорят, что им нужен один человек, который отвечает за всё, они предлагают усилить институт президента. С обеих сторон жёсткие аргументы.

Здесь пристрастия распределяются так же, как в случае с выборами президента?

Сторонники Жапарова поддерживают его инициативу по переходу к президентской республике. Но есть и его противники, которые тоже за этот переход. Правда, при этом они хотят, чтобы была внятная система сдержек и противовесов президентской власти, которая гарантированно защитит нас от превращения президента в диктатора.

Если сейчас на референдуме выберут президентскую республику, каких изменений в жизни Кыргызстана можно ждать?

Я не думаю, что будут качественные изменения, потому что Кыргызстан жил и при смешанной форме правления, и при суперпрезидентской... Многое будет зависеть не от формы правления, а от личности президента и качества его команды. Если они окажутся в состоянии решить политические и экономические проблемы страны, это одна ситуация, а если не справятся, будет совсем другая история…