Руководитель театра мигрантов Айнаш Козубаева: «Никто не умеет помогать друг другу так, как кыргызы»

Руководитель театра мигрантов Айнаш Козубаева: «Никто не умеет помогать друг другу так, как кыргызы»

Руководитель театра кыргызских мигрантов «Аян» Айнаш Козубаева умеет создавать красоту и искусство где угодно – даже в небольшой двухкомнатной квартире, где живёт вместе со своими коллегами по труппе. У театра нет своего помещения и сцены, поэтому приходится использовать квартиру на все лады сразу: и как хранилище реквизита, и как пространство для репетиции… Айнаш не сдаётся: слишком любит своё дело.

История театра, как рассказывает Айнаш, началась не так уж давно: в 2019 году на одном из мероприятий кыргызской диаспоры в Москве она познакомилась с режиссером Садыром Сагынбаевым и предложила ему сделать постановку. На следующий день начался кастинг актёро – и только из числа мигрантов.

– Мы хотели делать постановки и на русском и на кыргызском языках, поэтому искали приезжих из Кыргызстана. На кастинг пришло около 100 человек, но у большинства не было представления о театре. Кастинг занял полгода,  -- цитируют слова Айнаш СМИ. -- Мы не хотели брать случайных людей и мы сказали сразу – игра на сцене не оплачивается, мы делаем театр не ради денег.

По словам Айнаш, самое сложное – не иметь собственной площадки для выступлений: зал приходится брать в аренду, а это стоит минимум 30 тысяч рублей. Компенсируется это прежде всего эмоциями: на дебютный спектакль пришло всего 10 человек, но позднее (перед пандемией) они собирали залы и по 200-300 человек.

После наступления пандемии и связанных с ней ограничений, конечно, всё изменилось. Айнаш ответила на несколько вопросов «Кыргыз Элим» и рассказала, как она видит жизнь диаспоры сегодня.

Как справлялась ваша команда?

Мы не прекращали выступлений. Во время пандемии мы перевели работу на дистанционный формат – онлайн-театр. Я снимаю двухкомнатную квартиру, в одной комнате живу я, во второй моя команда живет, всего в труппе 8 человек.

Какие ключевые проблемы людей, которые приезжают из Кыргызстана, вы можете выделить?

Вообще  сейчас многие не могут приехать в силу пандемии. Раньше всё было гораздо проще, и работы было много. Мы очень ждём, чтобы вернулся наш посол – диаспора очень тепло его вспоминает, потому что он честно со всеми работал. Был нашим связующим звеном с родиной.

Вообще во время пандемии много людей из диаспоры осталось в Москве?

Да, много кто работал активистами, в колл-центрах, на выставках, мы очень дружно работаем в Москве. Даже другие диаспоры удивлялись, им даже завидно было, что мы такие дружные. Я так скажу: никто не помогает друг другу так, как кыргызы. Мы успеваем помогать даже другим народам. Это были сложные 3-4 месяца, многие остались без работы. У нас в диаспоре очень много активистов, частных предпринимателей, бизнесменов – и мы все проблемы решали сообща. Кстати, во время пандемии ведь ни одно посольство в Москве не работало, только одно кыргызское.

В чём была помощь?

Да во всём. Мы поддерживали тех, кто потерял зарплату, кому нечем квартплату платить. Наше посольство организовало бесплатные хостелы для временного проживания, а также самолёты больным и беременным, чтобы они смогли улететь домой. Всего 10 000 человек вылетели, остальные не успели – а ведь в Москве наших очень много, почти миллион… Хотя я вот думаю: надо было беременным женщинам оставаться здесь рожать. Когда дети рождаются в российских роддомах, они будет очень хорошо обеспечен. Медицинская помощь здесь на хорошем уровне, можно финансовую поддержку получить, а ещё в Москве мамочкам дарят сумку для новорожденных, где все есть. У нас на родине такого нет, у нас всё платное.