Преференциальная система: возможность выбора или путь к политической дестабилизации

Преференциальная система: возможность выбора или путь к политической дестабилизации

Парламентские выборы в Кыргызстане намечены на 28 ноября 2021 года. Соответствующий указ 27 августа подписал президент страны Садыр Жапаров. Выборы депутатов Жогорку Кенеша пройдут по новой – преференциальной – системе. 

Актуальные вопросы, связанные с внедрением преференциальной системы голосования, в том числе ее преимущества и недостатки, обсудили участники круглого стола: «Преференциальная система: истинное волеизъявление избирателей или путь к политической дестабилизации», организованного Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

Напомним, инициатором внесения поправок в закон «о выборах» выступил президент Садыр Жапаров. При первом рассмотрении в Жогорку Кенеше законопроект был отклонен, однако, уже через два дня – после закрытой встречи с главой государства в госрезиденции депутаты поддержали документ практически единогласно. Через неделю – 28 июля – проект закона был принят в третьем чтении, а 27 августа его подписал президент. 

В чем суть? 

Согласно поправкам на четверть сократится число депутатов, в новом созыве будут заседать 90 народных избранников. Из них 36 человек – одномандатники, 54 – по партийным спискам, т.е. в республике вводится смешанная система голосования. Для кандидатов от политических партий единым избирательным округом является вся территория Кыргызстана. Избрание одномандатников осуществляется в избирательных округах, образуемых на основе данных, представляемых местными государственными администрациями и органами местного самоуправления.

Суть системы в том, что избиратель должен будет сделать двойной выбор, одну галочку он ставит за кандидата по своему одномандатному избирательному округу, вторую – за ту или иную политическую партию, а также преференциально за одного из кандидатов в партийном списке.  

Много минусов и мало плюсов

По мнению сопредседателя Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолога Игоря Шестакова, такие правила могут привести к расколу внутри партий.

- Раньше у партий было видение и понимание, кто имеет шансы пройти в Жогорку Кенеш — первая десятка или первая двадцатка. Сейчас же это будет происходить, как при игре в жмурки — с завязанными глазами. Люди, которые шли в партию, чтобы реализовать имеющийся у них депутатский потенциал, могут остаться за бортом. В парламент могут попасть кандидаты, которые не играли в партии никакой роли. Полагаю, эта система вряд ли поможет избавиться от «базаркомов» в парламенте, - отметил эксперт.

Он обратил внимание и на тот факт, что для полномасштабной информационной кампании по разъяснению новых правил голосования осталось слишком мало времени.

- Даже люди, которые имеют опыт работы в территориальных избирательных комиссиях, пока не могут разобраться, куда ставить галочку. Чего в таком случае ждать от рядового избирателя? Конечно, можно полагать, что произойдет чудо: наш Центризбирком за оставшиеся два месяца сумеет донести суть голосования до электората, и он будет понимать, что и как он выбирает. Однако я не верю в чудеса, я верю в нашу реальность. Было бы вполне логично, если бы Жогорку Кенеш доработал законопроект о выборах с учетом политических реалий, а сами выборы прошли бы весной 2022 года. Сейчас же мы входим в очередной эксперимент, надеясь, что он закончится мирно для нашего государства, - подчеркнул Игорь Шестаков.

Мысль о том, что итоги выборов могут сыграть дестабилизирующую роль поддержал в своем выступлении и экс-депутат парламента, лидер компартии КР Исхак Масалиев.

- Я боюсь не выборов, а того, что будет после них. Результаты станут неожиданными, лидеры партий будут шокированы, так как они могут остаться за бортом. Народными избранниками могут стать владельцы заводов, бизнесмены, люди с большими связями. В законе много подводных камней, мне как лидеру партии видно, что он предполагает развал политических организаций, - подчеркнул политик.

Он напомнил, что, будучи депутатом, в декабре 2019 года он предлагал ввести преференциальную систему голосования, однако тогда эту инициативу даже не рассмотрели.

- Наш проект отличается от того, который принят сегодня. Мы предлагали создать электронную форму голосования и рейтинговую систему. Схожие системы существуют в скандинавских странах. Мы предлагали, чтобы избиратель, когда заходит на участок голосования, пройдя процедуру идентификации, получал ключ-доступ к компьютеру, с помощью которого он мог открыть на экране список партий, выбрав одну из них, он переходил бы на список кандидатов в депутаты от этой партии, где голосовал бы уже за конкретных депутатов.  Также предполагалось не включать в этот список лидеров партий, чтобы сохранить структуру политорганизации в случае, если граждане не проголосуют за них, - рассказал экс-депутат.  

По его словам, нынешняя система голосования по партийным спискам – это завуалированная одномандатная система, при которой понятие партии аннулируется, что приведет к развалу политорганизаций, а под их флагами будут собираться разрозненные группы людей.

- Однако, если раньше при одномандатной системе в законе была четкая норма – победителем является тот, кто набрал более 50% от явки, то сегодня без второго тура проходит тот, кто просто набрал большее количество голосов. А это значит, что голоса большинства не учитываются. Если взять, например, Бишкек, где из 100 тысяч избирателей голосовать придут 30%, при этом один из 50 кандидатов получит, допустим, 2 тысячи голосов,  то он сможет представлять стотысячное население. Я лично не вижу в этом логики. Я надеялся, что введут какие-либо ограничения, хотя бы для первого тура, но этого не произошло. Еще один, на мой взгляд, не логичный момент: если депутат сдает мандат, то по новому закону, должны быть назначены новые выборы, раньше же его место должен был занять следующий по списку партии, - рассказал Исхак Масалиев.

Единственным значительным плюсом нового закона, политик назвал то, что лица, занимающие политические руководящие должности, в случае если они намерены баллотироваться, обязаны уйти с работы, временно сложить полномочия и уйти в отпуск он  не могут.

- Однако и здесь есть небольшой нюанс – необходимо было обязать уходить с работы всех руководителей госструктур, а не только политических. Ведь в их подчинении также находится большое количество людей – потенциальных  избирателей. Создается впечатление, что кто-то торопился и написал законопроект очень быстро, а мои бывшие коллеги-депутаты также стремительно, не читая, его приняли, - отметил главный коммунист Кыргызстана.

Он обратил внимание и на то, что вызывает сомнение легитимность самого процесса проведения предстоящих выборов, учитывая, что в октябре 2020 года депутаты приняли конституционный закон о продлении полномочий парламента, в котором четко говорится, что «очередные выборы в ЖК должны пройти не позднее июня 2021 года».

- Это конституционный закон, который исполнять должны все, но уже октябрь, а выборы еще не состоялись. Все это приведет к тому, что через какое-то время может встать вопрос о законности и легитимности всех этих действий. Однозначно могу сказать, что в будущем это может привести к разногласиям и конфликтным ситуациям, - добавил Исхак Масалиев.

А избиратель вроде одобряет 

О том, что вопрос законности происходящих в республике процессов обсуждается в обществе уже сегодня, рассказала экс-депутат ЖК КР, общественный деятель Нурбюбю Керимова.

- Мы выезжаем в регионы, где общаемся с населением, и часто слышим вопрос – насколько правомочен принимать такие серьёзные законы нынешний состав парламента? Когда я была депутатом ЖК КР, срок наших полномочий не закончился, когда после революции 2010 года госпожа Отумбаева распустила наш созыв. У нас ещё оставалось время, мы должны были работать. Сейчас же совсем другая ситуация, люди это понимают и задаются вопросом, не случится ли правовой коллапс после принятия нелегитимным парламентом важных государственных решений, - поделилась экс-депутат. 

По ее словам, избиратели в регионах позитивно воспринимают выборы депутатов по одномандатным округам, т.к. при такой системе электорат реально видит, за кого голосует.

- Общаясь с населением, я увидела, что большинство народа готово вернуться к двухпалатной системе парламента – законодательной палате и палате народных представителей, как это было раньше.  Что же касается партийной системы, то она, по мнению большинства, на сегодняшний день себя изжила, потому что за годы своего существования четко обозначила правовую пропасть между бедными и богатыми. Так считает народ на периферии, возможно, те, кто находится в Бишкеке, считают иначе, потому что мнения бишкекчан и жителей регионов – нередко это два совершенно разных мнения, - отметила Нурбюбю Керимова.

Сомнение в том, что избиратели разберутся с процессом голосования по новой системе, озвучила общественный деятель Чынара Мамытова.

- Я не уверена, что люди, которые пойдут голосовать, будут осознано делать выбор, потому что нужно будет поставить галочку в клетке, за которой не понятно, кто стоит. Этот закон абсолютно недоработанный, поэтому, скорее всего, процесс голосования создаст бардак, который может привести к возмущениям и протестам, - сказала она, добавив, что солидарна с коллегой по поводу того, что партийная система изжила себя в Кыргызстане.

Между тем, депутат Жогорку Кенеша Евгения Строкова не разделяет мнения о том, что партийная система пришла к краху.

- У нас, по сути, партийная система ещё даже не сформировалась, нужно идти по этому пути и постепенно формировать партии. Мы стремились к тому, чтобы партию связывали не клановые узы, а именно идеология. Но пока этого не произошло, десять лет – это и много, и мало. Что касается преференциальной системы, то она хороша для многих стран, для Скандинавии, Австралии, Италии и т.д.  Что касается Кыргызстана, то мы привыкли прятаться за своим менталитетом, но менталитет – это не догма, и он со временем тоже меняется. Нам нужно над собой поработать, тогда и для нашей страны преференциальный способ голосования может стать положительным, но опять же, если его продумать и правильно внедрить. Сейчас же это не преференциальная, а завуалированная мажоритарная система, - уверена парламентарий.

По ее словам, она нередко слышит от избирателей, что одномандатная мажоритарная система лучше, т.к. люди знают, за кого голосуют – знают своего кандидата.

- Я в таких случаях спрашиваю, у вас в селе со всеми хорошие отношения? Нет. Тогда я говорю, представьте, что будет избран тот представитель, с которым у вас не очень хорошие отношения, и если вам нужно будет обратиться к народному избраннику, то он может отказать вам в поддержке. При партийной системе, вы можете обратиться к любому из депутатов, и он вас примет. В итоге многие пересматривают свои взгляды, и понимают, что  при мажоритарной системе они оказываются в более ограниченных условиях нежели, чем при партийной системе, - отметила Евгения Строкова.

При этом она высказала мнение, что при нынешней системе в парламенте окажутся те, у кого есть возможность «купить» депутатское кресло, потому что есть люди, готовые продавать свои голоса.

- Я знаю, что уже сейчас идут переговоры и торги, многие люди ждут выборов, как возможность подзаработать денег. Не секрет, что многие из тех, кто вышел на площадь в октябре прошлого года, обвиняя партии в подкупе голосов, сами же и брали деньги, причем, не у одной, а у нескольких партий, а потом опять же за деньги вышли против них протестовать. Нам нужны перемены в стране, и начать их следует с себя самих, нужно научиться голосовать не за тех, кто дает тысячу-две сомов, а за тех, кто имеет реальные программы и возможности для их реализации. Тогда во власть будут приходить не олигархи, а те, кто хочет и может работать в интересах народа. Я думаю, нам нужно развивать партийную систему, но прописать на законодательном уровне фундаментальные принципы партийного строительства, согласно которым, партии будут совершенствоваться, а создание предвыборных объединений накануне выборов – запретить, - подчеркнула депутат. 

Пропали квоты

Она также обратила внимание на проблему квот в новом законе о выборах.

- Раньше у нас в законе было написано, что в партии должно быть не меньше тридцати процентов одного пола, а сейчас получается, что только женщины попадают в эту квоту, что не только совершенно не корректно, это откат назад, который вытесняет женщин из законодательной власти. В прошлом законе эта норма была хорошо прописана и являлась прогрессивной, например, женщину-депутата сменяла женщина. Сейчас эта норма утрачена, как и национальные, и другие квоты, - добавила Евгения Строкова.

На факт, что с национальными квотами в новом законе стало хуже, обратила внимание и глава ОФ «Женген» Асель Ендгалычева. Во всем остальном, на ее взгляд, мало что изменилось: «Мне кажется, что, в принципе, поменялась только форма, все остальное осталось, как и было – одни  и те же люди пойдут в парламент, они будут использовать те же методы, и, в принципе, ничего не изменится. Главное, чтобы не стало хуже, после 28 ноября», - сказала она.

Так еще не пробовали… 

По мнению политического обозревателя и телеведущей Зарины Уметалиевой, в Кыргызстане дискредитированы и мажоритарная, и пропорциональная системы, поэтому сейчас принято решение попробовать смешанный вариант, тем более, что в республике практически перед каждыми выборами власти вводят какие-то изменения в избирательную систему.

Сама по себе преференциальная система – это передовая мысль в юридической науке, но опять же у нас общество пока не зрелое. Задача совершенствования избирательной системы – идти к демократизации, которая произрастает из почвы самого общества. Но мы видим, что наше общество к этому не готово. Как говорится в народной поговорке, лошадь можно подвести к водопою, но нельзя ее заставить пить, - отметила Зарина Уметалиева.

В свою очередь руководитель МОФ «Люди Мира» Алишер Ташматов, что обновленная избирательная система на первый взгляд выглядит не плохо, т.к. открывает равные возможности для всех кандидатов.

- Президент Садыр Жапаров впервые за многие годы независимости сумел создать прецедент в избирательной системе и сломать первичные коррупционные схемы выборов, например, продажу мест в первой пятерке и десятке, которые раньше продавали за миллионы долларов. А если он сумеет ещё и подкуп сломать, и в парламент придут действительно толковые и честные парламентарии, я уверен, что кредит доверия к главе государства значительно повысится. Но как остановить подкуп избирателей и админресурс, тут конечно большой вопрос. Теперь есть шанс стать депутатом даже у сантехника, если его параметры в резюме отвечают требованию закона о выборах. Но, есть и механизмы скрытого захода в парламент для олигархов. К примеру, партия преодолела 5% барьер и получила 5 мандатов. Но большинство голосов в списках набрали, так называемые лица партии, которые специально баллотировались в качестве основных торпед, чтобы на время стать депутатом, а после уступить место олигархам. Такая схема может быть использована. Что касается обострения внутрипартийной борьбы, не исключено, что внутри партий могут произойти самые разные расколы, - отметил Алишер Ташматов.

В свою очередь экс-замминистра иностранных дел, профессор Дипакадемии МИД КР Аскар Бешимов отметил, что за эти 30 лет независимости в Кыргызстане никогда не было партийных выборов.

- Даже когда партии шли на выборы, они набирали тех людей, которые имеют вес в своих районах по месту жительства не по идейным, а иным всем понятным принципам. Достигались определённые договоренности между кланами и родами, кого-то «покупали», кого-то уговаривали и т.д. При этом, у нас выросло гражданское общество, окрепла свобода слова и другие демократические факторы, и это тоже послужило толчком для перехода на преференциальную систему. Нынешняя власть пытается структурировать и узаконить те процессы, которые у нас происходили все эти годы, - отметил дипломат.

Погремушки для электората

Он подчеркнул, что во всём цивилизованном мире люди рассматривают голосование, как выбор своего будущего – развития страны, политики, социальной и экономической сферы, при  этом осознавая свою ответственность за этот выбор.

- У нас же за 30 лет независимости всегда и во всем была виновата Конституция, и поэтому ее бесконечно меняли – каждый новый президент уверял, что во всех наших бедах виноват исключительно Основной закон, и поэтому его нужно переписать. Соответственно каждый новый глава государства менял и избирательный кодекс. Это напоминало игрушку для народа, когда его надо было отвлекать от нищеты, от отсутствия экономической политики, от отсутствия движения вперёд. Все это чистой воды манипуляции и нежелание любой власти проводить нормальные, честные выборы, чтобы сохранить при себе эту власть. Было удивительно наблюдать, как долго не могли найти автора ни новой Конституции, ни нового кодекса о выборах КР. Это и есть манипулирование – легитимность власти под большим вопросом, Конституция не соблюдается, и закон о выборах не будет соблюдаться. У нас созданы параллельные миры – законы существуют в своем мире, власть – в другом, в котором законы исполняются избирательно – выгодно – применяется, не выгодно – не применяется, - сказал Аскар Бешимов.

Говоря о предстоящих выборах, он  подчеркнул, что в сегодняшней ситуации крайне важны честность и прозрачность их проведения.

- Это не лозунг и не обращение к власти. Это призыв к народу надавить и получить право контролировать избирательный процесс. Нужно добиться того, чтобы наблюдатели могли контролировать сервер, куда стекаются данные автоматических считывающих устройств с избирательных участков, чтобы не допустить ситуаций, когда в пять часов явка – 30%, а уже через час – больше 60%. Общественность должна требовать доступа к этим механизмам, чтобы не допустить манипуляций с сервером. Только в этом случае появится надежда хоть на частичную справедливость, потому что есть такая старинная поговорка, не важно, кто и как голосует, важно, кто и как считает, - добавил профессор. 

Свою позицию, относительно участия в выборах представителей силовых структур, озвучил президент международной Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба. Он подчеркнул, что силовики, независимо от ведомства, должны уволиться из правоохранительной системы, и только после этого участвовать в выборах на общих основаниях, т.к. поляризация личного состава по идеологическим предпочтениям – это опасное явление, в связи с чем, необходимо исключить любую возможность втягивания подразделений в политическую гонку.

Какие могут быть последствия у предстоящих выборов 

Ветеран спецслужб также обратил внимание на вопросы безопасности в контексте предстоящих выборов.

- В нынешних геополитических условиях, мы должны понимать, что   развитие оперативной обстановки в нашем регионе, как и в мире в целом, не подходит к концу. Мы сейчас находимся в рамках гибридных войн, которые частично переходят в горячую фазу и используются, как инструмент достижения определённых тактических интересов геополитических игроков. И в связи с этим мы должны чётко понимать, какие события нас могут ждать в ноябре.  У нас в стране созданы группы, поддерживаемые Китаем, Турцией, США и т.д., которые решают свои тактические и стратегические задачи в Центральной Азии. Поэтому до и особенно после выборов у нас может сложиться непростая обстановка с тенденцией к ее молниеносному обострению - в нашем обществе это может произойти в течение двух-трёх часов. Т.е. выборы могут стать предлогом для дестабилизации, и это серьезные риски, - отметил эксперт.  

По его словам, социально-политический эксперимент в Кыргызстане может послужить поводом для дестабилизации общественно-политической ситуации, т.к. может спровоцировать массу проблем, которые сейчас невозможно просчитать.

- До 70-80% правоохранительных органов будут брошены на стабилизацию общественно-политической обстановки, т.е. для дестабилизации работы тех или иных партийных объединений. Это будет расцениваться, как вмешательство в выборы, и создавать нервозность в обществе, формируя угрозы дестабилизации и наступления неуправляемого хауса. При этом возрастает риск террористических угроз со стороны спящих ячеек. Угрозу представляют и нерешенные приграничные вопросы. Кроме того я боюсь, что мы можем стать ареной для политических испытаний. Массу проблем сулит развитие ситуации в Афганистане, который может спровоцировать  увеличение потока беженцев. И поэтому чётко утверждать, что 28 ноября у нас пройдут выборы я бы не стал, ну пройдут, тогда и будем говорить. А пока нужно следить за динамикой обстановки, и наши внутренние вопросы увязывать с внешними вопросами. Я хотел бы предостеречь политических лидеров и так далее, что никакие личные политические амбиции, не стоят выше вопросов национальной безопасности. Поэтому подходить надо серьёзно к этому вопросу, и думать о последствиях, - добавил Юрий Погиба.

На религиозный ресурс в предвыборных процессах обратил внимание в своем выступлении эксперт по вопросам религии Канатбек Мурзахалилов.

Религиозный ресурс вмешивается в выборный процесс, хотим мы этого или нет. Например, в 2020 году это было озвучено на очень высоком уровне, тогда муфтия обвиняли в том, что он использовал деньги, поступающие от хаджа, в интересах одной партии, и это было доказано. Начиная с 2003 года по 2017 год, суды разных инстанций в Кыргызстане признали террористическими и экстремистскими и запретили в нашей стране 21 организацию. И сейчас угрозу представляют именно спящие ячейки этих  религиозных группировок. Ситуация в Афганистане показала, что несмотря на прогнозы экспертов, которые говорили, что Кабул талибами будет взят в середине октября, именно  благодаря спящим ячейкам он был взят в течение трех дней.  Не хочу никого пугать, такая ситуация может повториться и у нас, - предостерег эксперт.  

По его словам, самой крупной религиозной организацией в КР является ДУМК, которое имеет в своей структуре более трех тысяч мечетей и намазкана, более 10 тысяч духовных служителей, более ста учебных заведений – медресе, исламских институтов и т.д. Количество различных религиозных проповедников экспертами оценивается в пределах 50 тысяч человек.

- Религиозный ресурс очень высок. Как показывает практика, ни один политик или политическая партия не могут собрать такое количество людей, как  это делают духовные авторитеты. Недавно я был на открытии мечети в одном селе, куда приехал авторитетный муфтий, так там собрались практически все жители этого села. Поэтому политики должны считаться с религиозным ресурсом. Я предполагаю, что на предстоящих выборах вмешательство этого ресурса в процесс агитации партий будет менее значительным, но по одномандатным округам имамы-богословы будут активно использоваться. Религиозная риторика в выступлениях кандидатов будет звучать. Хотя по нашей Конституции запрещено создание религиозных партий, у нас есть партии, которые прямо озвучивают свою религиозную принадлежность. На президентских выборах они открыто выступали за создание религиозного государства, - напомнил Канатбек Мурзахалилов.

Он подчеркнул, что опасность существует, поэтому властям нужно деликатно в этой сфере поработать, чтобы не допустить политизации религии и активизации влияния религии на политику.  

Источник: Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»