Психолог Сумая Асанова. О важности участия родителей в воспитании школьников

В этом году мы отпраздновали 30-летний юбилей независимого Кыргызстана. С каждым днем вопрос достойного воспитания детей становится острее. О том, какие вызовы и проблемы стоят в вопросе современного воспитания детей, рассказала психолог одной из школ-лицеев "Сапат" Сумая Асанова.

- Расскажите про важность психолога в работе с детьми.

- Сейчас мы живем в такое время, когда биологический возраст детей не совпадает с психологическим. Много разговоров ведется о том, что дети много времени проводят в Интернете, не читают книг, не слушаются родителей и так далее. Несмотря на то что проблемы озвучиваются, никто, как правило, не ищет путей решения. В этом случае родители хотят переложить ответственность на каких-то специалистов: психологов, социологов или педагогов.

Конечно, я как психолог готова работать в этом направлении, но взаимодействие должно быть и со стороны родителей. Когда родителям говоришь, что детей надо слушать, уделять им больше времени, они сразу отвечают, что им некогда, что когда они сами были детьми, никто не считался с их мнением и так далее.

Есть и такие родители, которые негативно высказываются, что мы, психологи, внедряем европейскую систему воспитания детей, которая не подходит нашему обществу. Я их спрашиваю в ответ: неужели европейские дети нуждаются в любви, а кыргызские - нет? В Европе родители спрашивают мнение своих детей, считаются с ними, обсуждают личные переживания своих детей.

Мы с легкостью привносим в свою жизнь какие-то западные привычки, которые не присущи нашему образу жизни, менталитету, но в то же время в вопросе воспитания детей мы не берем то, что необходимо нам.

Есть семьи, где созданы все условия для гармоничного воспитания детей. Но большинство семей говорят, что им некогда заниматься своими детьми. Чтобы обеспечивать семью, родителям нужно зарабатывать деньги. В таком случае я отвечаю, что родители могут упустить тот самый важный момент жизни ребенка, когда он больше всего нуждается в их любви и заботе.

Если мы сможем обеспечить детей вниманием, в дальнейшем нам будет легче.

А что у нас на самом деле? Родители в поисках работы уезжают куда-то, оставив детей своим родственникам, которые не могут заменить их. Когда эти дети подрастают, начинают жить самостоятельной жизнью, тогда родители приезжают, готовые поделиться своей любовью, но этим детям уже сложно принять ту любовь.

Я обращаюсь к будущим родителям: если вы не готовы воспитывать ребенка рядом с собой и окружить его необходимой любовью и заботой, тогда не планируйте детей.

- В школах и лицеях "Сапат" дети обучаются в интернате, вдали от родного дома и родителей. Дети попадают туда во время переходного возраста. С какими трудностями сталкиваются эти дети и как работать с ними?

- Здесь я не как человек, работающий в "Сапате", а как человек со стороны хочу отметить, что детей нужно научить самостоятельности. Каждый родитель любит своего ребенка, иногда это перерастает в гиперопеку. А насколько эти дети подготовлены к самостоятельной жизни?

Я бы не сказала, что дети, которые обучаются в лицее, отдалятся от родителей. Они пять дней учатся, два дня проводят с родителями. Сейчас в системе "Сапата" есть и начальные школы, где дети в школе проводят целый день: до обеда учатся, после обеда делают домашнее задние и посещают развивающие кружки. Это своего рода подготовка к интернату. Подобно птицам, которые готовят своих птенцов полету, так и в начальной школе детей готовят к самостоятельной жизни. В "Сапате" дети обучаются самостоятельности.

Еще хочу обратиться к возрастной психологии. В развитии детей есть период "почемучка", когда ребенок только начинает познавать мир, все время задает вопросы. Именно этот возраст нынешние дети не проживают. Всему виной развитые технологии. Ребенок через гаджеты узнает все, не учится задавать вопросы. Особенность "Сапата" в том, что дети все время в школе и задают вопросы. В этом году 30 лет нашей независимости, выросло целое поколение людей, которые, имея диплом о высшем образовании, не могут найти работу по своей специальности, свой жизненный путь, а все из-за того, что дети не умеют задавать вопросы.

- Сейчас чаще говорится о важности умения мыслить критически, владеть навыками медиаграмотности. В отсутствии этих навыков чаще винят систему образования. По вашему мнению, на одной ли школе ответственность и насколько важно взаимодействие школы и родителей?

- Исходя из своей двенадцатилетней практики, могу уверенно сказать, что психолог, работая только с ребенком, не может достичь желаемого результата. Поэтому в первую очередь мы работаем с родителями. К примеру, каждую субботу по полтора часа для родителей наших учеников проводим бесплатные тренинги по воспитанию детей. Темы тоже определяются в соответствии с опросом родителей. Также для родителей есть языковые курсы, потому что в нашем лицее с начальных классов дети параллельно изучают английский, турецкий языки. Когда ребенок, выполняя домашнее задание, попросит помощи родителей, они смогут помочь. Также есть кулинарные курсы, чтобы родители и дети могли дома совместно готовить ужин. Есть спортивные курсы, где родители и дети играют в одной команде. Все эти активности сближают родителя и ребенка.

Поэтому еще раз хочу отметить, что только когда родители и школа тесно взаимодействуют, можно добиться результата.