16 декабря 2020

Фрунзе&Бишкек: Когда зелёный шар лысеет

Для тех, кто родился еще во Фрунзе, сегодняшнее экологическое состояние Бишкека – незаживающая рана. Город, который в 1980-х входил в двадцатку самых зеленых городов Советского Союза, через сорок лет возглавил мировой рейтинг по загрязнению. Столица Кыргызстана обогнала Дели, Мумбаи, Кабул, Янгон. А ведь в 1973 году даже фильм сняли: «Фрунзе – один из самых зеленых городов в мире...». Хотя кыргызская столица была промышленным городом (на неё приходилось более половины вырабатываемой в республике продукции, в том числе машиностроения).

Сегодня основными факторами ухудшения экологической обстановки называют ТЭЦ, увеличение количества автомобилей и жилмассивы, которые плотным кольцом окружили столицу Кыргызстана. Экологи поставили Бишкеку статус «Опасно» с индексом РМ 2.5, который свидетельствует о наличии в воздухе твердых микрочастиц и мельчайших капелек газов, легко проникающих в легкие и представляющих наибольшую опасность для организма. Допустимый уровень превышен в 11-12 раз.

Диоксид, диоксид азота, диоксид серы, формальдегид, аммиак – чем только не дышат бишкекчане! По словам экс-вице-премьер-министра Алтынай Омурбековой, в Бишкеке из-за загрязнения воздуха растет смертность: «4,5 тысячи человек ежегодно умирает от загрязнения, больше чем от табакокурения или алкоголя».

Самое парадоксальное, что, обсуждая экологию, власти так и не удосужились сформировать реальный план преодоления сложившейся ситуации. ТЭЦ рапортует, мол, процент очистки выбросов составляет 99,9%. В СМИ указывают, что влияние ТЭЦ на возникновение смога оставляет не более 15%. Кому верить – вопрос, конечно, интересный! Учитывая, что несколько лет назад в Кыргызстане возник скандал по поводу того, что ТЭЦ топят радиоактивным углем из Казахстана. Его радиационный фон превышал норму в несколько раз, в результате использования стали болеть дети, которые учились в отапливаемых этим углем школах. Кстати, тогда суд посчитал, что уголь завезли «случайно»...

При этом использовать собственный уголь Бишкеку не выгодно – автомобильным транспортом возить дорого, нужна железная дорога (построить которую опять-таки дорого). Перевести ТЭЦ на газ ещё дороже, чем газифицировать окраины столицы, которые сегодня топят покрышками автомобилей, синтетическими отходами швейных цехов, мусором. Но перевести население 48 жилмассивов с общей численностью порядка порядка 250 тысяч человек (точные данные никто не знает) на газовое отопление не просто дорого. Большая часть новостроек возникла стихийно, многие земли были захвачены самозастройщиками в ходе предыдущих революций – и теперь ни жители, ни власти не представляют, как их легализовать. В результате люди живут там годами, а проведение газа в нелегальные районы проблематично.

Такая же ситуация – с автотранспортом Количество автомобилей возрастает с каждым годом, вот только завозят в страну не самые новые модели. Перейти на электромобили, как предложил один из премьер-министров республики для 99% кыргызстанцев нереально.  Поэтому планы правительства об электрификации автотранспорта пока остаются только бумажными прожектами.

При этом власти Бишкека, размышляя над глобальными проблемами, которые невозможно решить в одночасье, практически не замечают, что в столице повсеместно идёт вырубка зеленых насаждений под строительство очередной многоэтажки или торгового центра. Количество зелени Бишкека с каждым годом только уменьшается. Сегодня площадь зелёных насаждений на 1 человека составляет 3,5 квадратных метра, а еще 20 лет назад эта цифра была 21 квадратный метр, что соответствует нормам ВОЗ. 

Ирригационная система Бишкека не видела ремонта уже лет 15, а там, где строят новые дома, частенько можно увидеть арыки «для вида». Красиво выложенные, они упираются в бетонные стены и не подключены к общей системе.

Кроме того, за последние 4 года в столице Кыргызстана было вырублено более 8 тысяч деревьев. Хотя любой эколог скажет, что здоровые деревья — основной источник экологической безопасности города, они помогают уменьшить накопления в воздухе углекислого газа, защищают от жары, улучшают физическое и психическое здоровье людей. Многие из деревьев пошли на растопку окраин, часть действительно находилась в аварийном состоянии.

Правда, экологи не согласны с тем, что семь тысяч деревьев были аварийными – мол, средний возраст, к примеру, тополя, составляет 200 лет, карагача (вяза) 120 лет! Всё дело в том, что зеленому покрову требуется надлежащий уход. Общая площадь зелёных насаждений в городе составляет 4 тыс. 886 гектаров, городскими властями обслуживается всего 686 гектаров зелёных насаждений или 14%.

Взамен срубленных было высажено более 32 тысяч саженцев, да вот беда – на улицах частенько можно увидеть засохшие прутики новых саженцев, которые остались без полива. Мониторинг по приживаемости посаженного зелёного покрова не ведётся. Последнее время власти пытаются привлечь бишкекчан к решению этого вопроса, проводя акции по посадке деревьев в новых парках города. Бишкекчане и сами стараются сберечь остатки зеленой роскоши, устраивая акции протеста против вырубки деревьев для очередной парковки.

Почему в техническое задание для строящегося дома нельзя внести посадку, например, 500 или 1000 саженцев на придомовой территории и ближайших улицах? Это вопрос, который интересует многих горожан. Сегодня стоимость одного квадратного метра жилья в среднем 900 долларов, стоимость одного саженца – не более 10 долларов. Если включить в стоимость уход и полив в течение 15 лет, одно дерево обойдется подрядчику всего в 72 доллара.

Известно, что одно взрослое дерево производит в год порядка 120 килограммов кислорода. Этого хватит для семьи из трех человек на год. Думаю, сами жильцы с удовольствием вложатся в зелень возле своего дома.

Уже доказано: если в городе с многомиллионным населением, активной промышленной жизнью и плотным движением автотранспорта парки, сады и скверы занимают менее 20% территории, то у жителей начинаются проблемы со здоровьем. Если город сильно загрязнён деятельностью производств и выхлопами общественного и частного транспорта – зелёные зоны должны составлять не менее 60% от всей территории мегаполиса. 

Бишкек, конечно, не мегаполис, но уровень загрязнения требует самого пристального внимания к экологическим проблемам и здоровью будущего поколения кыргызстанцев.

В текущем году самым зелёным городом мира была названа Вена. Очень хочется верить, что в ближайшие годы Бишкек сможет если не попасть в этот рейтинг, то хотя бы выбраться из рейтинга самых загрязнённых городов мира.

Марина Гречанная
Марина Гречанная журналист