19 декабря 2020

Мигранты как вариант устойчивого развития для Киргизии

На днях при спикере киргизского парламента был создан Совет по вопросам миграции, соотечественников и диаспор за рубежом. Цель создания – укрепление  связей с соотечественниками, проживающими за пределами страны, обеспечения своевременной разработки рекомендаций и предложений по вопросам поддержки, защиты прав и законных интересов мигрантов.

При этом в республике уже работает Государственная служба миграции при Правительстве КР, созданная в 2015 году для реализации национальной миграционной политики, которая ведает вопросами не только внешних мигрантов, но и внутренних (их трудоустройством), формирует стратегические цели и задачи. Миграционная политика для Киргизии – действительно важная составляющая социально-экономического развития.

На начало текущего года число постоянно работающих за рубежом кыргызстанцев превышает 800 тысяч человек. Если учесть, что в стране проживает 6,4 млн. человек, то получается, что каждый 12-й кыргызстанец трудится за пределами страны.

Если же считать трудоспособное население (2,4 млн.человек), то и вовсе – каждый четвертый трудоспособный гражданин республики работает за рубежом. В результате – Киргизия ежегодно получает от трудовых мигрантов почти треть ВВП. Только с начала текущего года в страну поступило 1,46 млрд долларов, из-за пандемии эта сумма по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 7,38%. В прошлом году сумма перечислений превысила 2,2 млрд долларов.

Если смотреть глобально, то Кыргызстан – не единственная страна, которая живет за счёт поступлений трудовых мигрантов. По данным ООН, в мире насчитывается 250 миллионов трудовых мигрантов, каждый седьмой житель нашей планеты живет за счет денежных переводов от родственников, которые трудятся в других странах.

Согласно глобальному анализу, примерно 60% этих средств тратится на питание, медикаменты, обучение детей. Оставшуюся часть или превращают в накопления, или вкладывают в развитие собственного дела. На фоне одного мигранта, который высылает 100 долларов в месяц, отложенные 30-40 долларов кажутся мизером, но по всему миру с 2015 по 2030 гг. поступления от мигрантов ожидаются до 6,5 трлн. долларов, и здесь уже 40% от общей суммы – огромные средства, которые ООН рассматривает как механизм устойчивого развития. Ведь малое предпринимательство, развивающееся на денежные переводы от мигрантов, создает трудовые места, способствует преодолению нищеты, повышает качество жизни и уровень образования и т.д.

Поэтому одна из Целей устойчивого развития из Повестки-2030 заключается в том, чтобы снизить стоимость трансакций до 3%, поскольку из-за разницы валют и комиссий за переводы трудовые мигранты переплачивают в мире сравнительно недавно, еще каких-то 15 лет назад денежные переводы считали личным делом мигрантов и их семей. Сегодня мигранты и их переводы – важная составляющая стратегического развития государств и мирового сообщества в целом.

«Международная трудовая миграция становится все более важным политическим вопросом, и это требует в равной степени учитывать интересы стран происхождения и стран назначения, а также интересы самих трудовых мигрантов, - говорит главный статистик Международной организации труда, директор департамента статистики Рафаэль Диес де Медина. – Чтобы политика была эффективной и соответствовала международным трудовым нормам, она должна основываться на надежных данных, в том числе и о численности трудовых мигрантов, характеристиках и структуре их занятости».

Грамотный анализ позволяет сформировать эффективную миграционную политику, которая может быть использована для повышения КПД от получаемых денежных переводов. В Кыргызстане же миграция все еще остается явлением стихийным, а применение получаемых денежных переводов никак не соотносится с развитием государства. В большей степени поступления от мигрантов стимулируют строительный сектор, а также потребление товаров и услуг.

Киргизия все еще остается поставщиком «чернорабочих», большая часть трудовых мигрантов трудится на стройках, в ЖКХ, в сезонных уборочных кампаниях и т.д., то есть в сферах с низкой заработной платой и отсутствием возможности профессионального роста.

Председатель профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов в эфире телеканала «Москва-24» рассказал: «Вот приходит к нам ГБУ Жилищник Таганского района, говорит: помогите, пожалуйста, не хватает 500 дворников. Так не хватает, что мы даже зафрахтовали самолет, и вот он полетит в Бишкек…». Столкнувшись в период пандемии с массовым оттоком мигрантов из Центральной Азии, в том числе из Киргизии, Россия «недосчиталась» 2–2,5 млн рабочих из других стран. Во втором квартале этого года в РФ с целью «работа» въехало менее 2 тысяч человек, тогда как в 2019 году – больше миллиона. При этом сами россияне не спешат занимать освободившие вакансии дворников или таксистов, считая это понижением социального статуса.

Киргизия же продолжает поставлять трудовые ресурсы, в основном в Россию, где главным требованием работодателя остается знание русского языка. Учитывая,  что значительная часть трудовых мигрантов из республики составляет молодёжь, страна уже сегодня роет себе пропасть – возвращаясь, эти кыргызстанцы смогут работать преимущественно в низкоквалифицированных сферах, тогда как развитие экономики требует более профессиональных навыков.

Кроме того, в сфере международной миграции наблюдается уклон в виртуальную плоскость, то есть глобальные масштабы приобретают технологии использования знаний и навыков специалистов без их физического перемещения. Конечно, существуют риски отсутствия налоговых поступлений в бюджет,  поскольку вознаграждение от виртуальных мигрантов поступает через электронные кошельки глобальной сети, а большая часть этих потоков никем не декларируется и не учитывается в налогообложении. Противовесом может быть система патентирования и декларирования расходов. При этом страна получает и налоговые отчисления, и высоковалифицированных специалистов.

Киргизия уже начала подготовку IT-специалистов. Пока их процент невелик, а выпускники пытаются связать свое будущее с зарубежными странами. Но это направление вполне могло бы стать одним из вектором работы созданного Совета по вопросам миграции, соотечественников и диаспор за рубежом. Виртуальная утечка мозгов, так называемая интеллектуальная миграция, представляет реальную опасность для экономики любой страны, тем более развивающейся.

Кроме того, сферой деятельности данного Совета могло бы стать формирование условий для возвращения в страну рабочих кадров. Как показал текущий год, Киргизия не готова к возвращению мигрантов. Тем, кто возвращался, государство смогло предложить практически ту же работу, что и, скажем, в России, только с намного меньшей оплатой. Вариантов повышения квалификации или переподготовки с последующим трудоустройством пока не предусмотрено. В результате сокращение денежных переводов не смогло компенсироваться отчислениями в бюджет на местном уровне.

Пространство для работы созданного при парламенте совета огромно, ведь связь миграции и развития налицо. Если до недавнего времени мировая экономика считала главным фактором развития государства – передвижение капиталов и товаров, но сегодня на первое место выходят люди и грамотное использование этого потенциала. Тем более что есть хороший пример – Китай, где доходы на душу населения за 10 лет выросли более чем в два раза. За этим развитием стоит не столько внутренняя дешевая рабочая сила, сколько 50-миллионное сообщество трудовых мигрантов, которые осуществили более 70% инвестици в развитие страны. И предоставление возможности  трудовым мигрантам инвестировать в свое возвращение на Родину может стать отличным эффектом от работы данного Совета и фактором устойчивого развития государства.

Марина Гречанная
Марина Гречанная журналист