Тимур Оторбаев:  На нас лежит ответственность за реформирование отрасли

Тимур Оторбаев:  На нас лежит ответственность за реформирование отрасли

В настоящее время киргизская экономика оказалась перед очень серьёзным вызовом. Практически в каждой сфере накопились проблемы, которые мешают развитию страны, ее поступательному движению вперёд. Не стала исключением и транспортная отрасль.

Недостаточное развитие транспортной системы и застарелые беды, которые не решались годами, требуют от системы киргизского транспорта существенной перестройки. О самых острых проблемах транспортного комплекса страны мы поговорили с экспертом в области транспорта Тимуром Оторбаевым.

— Тимур Абдыкеримович, давайте начнем с личного вопроса. Сколько лет своей жизни вы посвятили транспортной сфере?

Тимур Оторбаев: Сразу после окончания школы в 1997 году я начал подрабатывать на одной из станций технического обслуживания и поступил на бюджетной основе во Фрунзенский политехнический институт — на специальность «Автомобиль и автомобильное хозяйство». Интерес к автомобилям у меня с детства, и это повлияло на выбор моей дальнейшей профессиональной деятельности.

Институт я окончил в 2001 году, сразу найти работу по своей специальности было сложно. Чтобы не терять время, решил отслужить в армии — в пограничных войсках на юге нашей республики. И армейская служба тоже оказалась связанной с транспортной отраслью. После двух с половиной лет службы вернулся «на гражданку», работал на различных СТО, занимался куплей-продажей машин. Однажды волей судьбы я оказался в Дубае, где случайно встретил своего одногруппника, который трудился в компании, выпускающей бронированные машины для военных миссий в Афганистане. Он предложил мне пройти собеседования, и сразу после него меня взяли на работу в эту компанию. Я работал ассистентом главного инженера на заводе-изготовителе в ОАЭ. Через год меня послали сервисным инженером в Афганистан, где провёл три года. Я занимался транспортировкой грузов с севера Афганистана на юг, обслуживал транспортные средства. Там я получил колоссальный опыт в управлении транспортом международного класса и в изучении международных транспортных процессов. После возвращения на родину открыл собственную станцию технического обслуживания, которая занималась ремонтом грузовых и легковых автомобилей. Через некоторое время мне поступило предложение от одной из компаний, которая занималась перевозкой ГСМ и имела сеть АЗС, возглавить их автобазу. Я принял это предложение и стал руководить процессом перевозки топлива по Кыргызстану и ближнему зарубежью.

— Опыт на руководящей должности в таком ответственном секторе экономики — что в нём было самым важным для вас?

Тимур Оторбаев: На этой должности я увидел все проблемы и недочёты, как говорится, изнутри, с точки зрения транспортного бизнеса. Я понял, что всю транспортную систему, оставшуюся ещё со времен Советского Союза, нам необходимо трансформировать согласно реалиям современности. Работая в этой компании, я достиг своего карьерного потолка — стал экспертом в перевозке опасных веществ. После чего мне было предложено поработать в горнорудной компании, где я тружусь и по сей день. Горнорудное оборудование было для меня в новинку, я познакомился с совершенно новыми методами управления транспортной системой. Сравнил методики зарубежных компаний и государственных предприятий и решил, что хочу внести свою лепту в обновление нормативно-правовой базы транспортного законодательства, чтобы оно соответствовало современным критериям.

Сейчас новое руководство страны призывает различных специалистов принять участие в реформировании государственной системы и поделиться своим видением. Я на этот призыв откликнулся. Я готов помочь нашей стране успешно провести необходимые реформы. У меня есть достаточные знания и опыт, чтобы помочь государству оптимизировать процесс транспортных перевозок.

— Что вы считаете самым важным из проблем отрасли?

Тимур Оторбаев: Одной из главных проблем нашей транспортной системы является разрозненность государственных структур. Критерии перевозок у разных государственных органов могут отличаться, что создаёт дополнительные проблемы перевозчикам. Водители часто ссылаются на коррумпированность Службы весогабаритного контроля. Перегруженные грузовые машины умудряются проезжать через их контрольно-пропускные пункты и поставлять свои товары потребителям. Коррупция в этих органах процветает. Выделяются деньги на оборудование СВГК современными средствами контроля, но ничего из этого не применяется и все делается по-старому — вручную. Кому-то выгодно, чтобы всё так и оставалось.

Или, например, если говорить об автодороге «Бишкек-Ош». Она также не способствует нормальной работе наших водителей. С грузовых транспортных средств взимаются дополнительные денежные средства, с помощью которых можно было с легкостью отремонтировать весь путь. Однако непонятно, куда или кому уходит весь денежный поток. Все эти проблемы необходимо разрешить, для этого необходимо устранить коррупцию. Само законодательство должно строго регулировать поток денег, чтобы они шли на улучшение транспортной инфраструктуры.

Законодательная база не отвечает требованиям времени, это тоже серьёзная проблема. Например, близкая мне тема перевозки опасных грузов — т.е. взрывчатых, легко воспламеняющихся, на них распространяются правила перевозки опасных грузов в Кыргызской Республике, которые утверждены постановлением Правительства от 2016 года. Это постановление само нуждается в доработке и пересмотре, сегодня оно во многом тормозит развитие бизнеса. Существуют определённые положения, по которым транспортные средства, перевозящие опасные грузы, имеют право двигаться лишь в светлое время суток. То есть — неважно, полный он или пустой бензовоз, к примеру, он не может ехать ночью. И этот запрет на передвижение в ночное время приводит к коммерческим потерям. Получается, транспортные средства, которые могли бы работать круглые сутки, работают в зимнее время часов 6, а в летнее — 12 часов максимум. Остальное время они просто простаивают! И это наносит прямой ущерб экономике страны. Конечно, перевозка опасных грузов требует внимания, соблюдения техники безопасности, правил и рекомендаций. Они разделяются на разные виды, есть более опасные, есть — менее, и перевозку менее опасных грузов следует оптимизировать. Считаю, что перевозчики топлива не должны страдать от простоев и транспорт должен использоваться в полной мере.

Двойственность налогообложения также является препятствием для развития транспортного бизнеса, который вынужден «откатывать» сразу нескольким государственным службам. Зачастую взятки и откаты зашифрованы под статьей «Представительские расходы». Представители бизнеса, если я не прав, могут меня поправить, но нам следует называть вещи своими именами — дороги пропитаны коррупцией!

Незаконные остановки грузового транспортного средства также следует пресечь. «Дать на лапу» сотруднику патрульной службы в ходе этих остановок стало обыденным делом. Так как автомобильный транспорт представляет собой артерии нашей республики, мы должны провести кардинальные реформы в транспортном законодательстве. И эти корректировки должны быть направлены на развитие Кыргызстана. Откаты в карманы отдельных чиновников должны быть прекращены!

— Весовой контроль находится в сфере полномочий Министерства транспорта? И к чему относится департамент транспортного контроля?

Тимур Оторбаев: В министерстве развелось слишком много структур, которые так или иначе дублируют функции ГАИ или пожарной инспекции. Мне, как отставному офицеру, порой бывает стыдно, что майор в погонах стоит и занимается вымогательством денег. Есть транспортники, которые работают лишь с определенным видом транспорта. Например, «весогабаритники» работают лишь с большими грузовыми машинами. Транспортная автоинспекция занимается лишь проверкой пассажирского транспорта. Их легко спутать с ГАИшниками, и подобное дублирование функций структур наносит вред, прежде всего, государству.

— При ГРС существует регистрация автотранспортных средств или это совершенно иная структура?

Тимур Оторбаев: ГРС — это совершенно другая структура. Я считаю, что все вопросы, связанные с регистрацией автотранспортных средств следует передать в управление милиции, то есть МВД. У нас же сам этот процесс регистрации не налажен. Разрозненно этим занимаются различные министерства и ведомства.

— То есть, по сути, мы наблюдаем искусственное разрастание чиновничьего аппарата?

Тимур Оторбаев: Да, более того, даже этот громадный аппарат чиновников не может качественно выполнять свою работу. Автоинспекция и Служба весогабаритного контроля при выполнении своей работы сами игнорируют законодательство и не соответствуют его нормам и стандартам.

«Раздутость» министерств не может не смущать. У каждого ведомства есть свой гараж автомашин, на чью техническую поддержку тратятся деньги из бюджета. При выстраивании грамотного алгоритма действий и внедрении новых технологий всех этих издержек можно было избежать. Введение для всех этих ведомств единой диспетчерской службы могло бы связать их работу воедино и создать общую базу всех государственных машин.

В самом автопарке государственных машин следует провести большую чистку. Многие машины не соответствуют минимальным стандартам. Необходимо ввести одномарочность и взаимозаменяемость деталей. Проблема эксплуатации транспортных средств требует комплексного решения. Проще говоря, нужно решить, какими машинами должны пользоваться наши чиновники, чтобы минимизировать государственные расходы.

Хочу отметить, что реформировать необходимо все — начиная от ГАИ и заканчивая методами ремонтирования автодорог. За те же самые деньги с использованием новых технологий можно построить дороги более высокого качества. Я лично готов помочь в реформировании всей транспортной отрасли.

— Вы, как человек, знающий «всю кухню изнутри», имеете ли команду, которая соответствует вашим требованиям?

Тимур Оторбаев: Да, команда из грамотных ребят у меня есть. В какой бы структуре я ни работал, я всегда имел рядом коллег, которых обучал всем тонкостям данной профессии, и с которыми у нас общие профессиональные интересы и схожие взгляды. Выпускников вузов, обученных по старым программам, я старался ознакомить с более современными методами. К сожалению, ни один институт в нашей стране не выпускает специалистов с достаточными знаниями в области современной автомобильной промышленности. На практике им чаще всего приходится переучиваться.

Кроме того, молодёжь в Кыргызстане не особо идет учиться на инженерно-технические специальности. И сегодня многие транспортные предприятия ощущают острый дефицит молодых кадров. Отрасли не хватает специалистов. Нет операторов бульдозеров, кранов и т.д. Их надо растить и обучать.

Хотелось бы обратиться к абитуриентам и их родителям. Не бойтесь выбирать инженерно-технические специальности. Вы будете не только востребованы в своей профессии, но и сможете внести вклад в наше общее будущее. Никто кроме нас самих не поднимет нашу транспортную систему. На нас лежит ответственность за реформирование и улучшение всей отрасли.

— А кого вы сами считаете своими учителями?

Тимур Оторбаев: В первую очередь, своих родителей. Моя мама — преподаватель, она работала в Техникуме легкой промышленности. В 1990-х гг. его расформировали, что нанесло, на мой взгляд, огромный урон нашему образованию. Отец — тоже выпускник Политехнического института, человек «старой закалки». Его советы и рекомендации я стараюсь применять даже сейчас в своей работе. Ещё одним моим наставником является Айдамиров Магомед Айдамирович, мой преподаватель в вузе. Он внёс важный вклад в мое становление как специалиста и профессионала. Очень многое я получил от моих коллег в Дубае и Афганистане. Среди моих руководителей в Кыргызстане хотелось бы отметить одного из руководителей сети АЗС и нынешнего руководителя проекта «Джеруй» Таирова Шайлообека, главного механика Нурлана Арзыгулова — они все помогли мне в моём профессиональном росте. И сейчас я считаю, что должен передать эту эстафету дальше — новым поколениям специалистов, которые изменят лицо транспортной отрасли страны.