Юрий Московский: «Иностранные граждане необходимы России»

Юрий Московский: «Иностранные граждане необходимы России»

Пандемия коронавирусной инфекции, которая обрушилась на мир весной уходящего года, показала: далеко не все готовы брать на себя ответственность и заботу о других. Оказалось, что такие люди – на вес золота. В День волонтера, который отмечается 5 декабря, Юрий Московский, председатель Комиссии по вопросам миграции Совета национальностей Правительства Москвы, рассказал «Кыргыз Элим» о том, как волонтёры помогали мигрантам в самое сложное время.

 

Можно ли сказать, что пандемия «подсветила» старую житейскую мудрость: мир не без добрых людей?

Именно так. И эти добрые люди оказывали помощь иностранным гражданам, которые оказались в крайне сложной жизненной ситуации в связи с потерей работы. Некоторые из них полностью лишились средств, им буквально не на что было жить. По экспертным оценкам, от 30 до 50 тысяч иностранцев оказались в Москве без денег и без работы – а всего в столице России на момент начала пандемии было около 800 тысяч мигрантов. Вот данные МВД: в мае у нас было 630 тысяч работающих иностранцев в Москве, а всего в России 2 300 000. Так вот, религиозные организации, организации правоохранительных органов стали организовывать помощь.

Сложнее всего было понять: кому именно? Оказалось – всем, кто нуждается. Если в апреле мы ещё думали, что всё скоро кончится, то весной стало понятно: это надолго, и нужно помогать активно.

Мы видели все прогнозы экспертов насчет того, что будет взлёт иностранной преступности, весной пошли такие слухи. Оказалось – неправда. Наоборот: произошло резкое снижение преступности среди иностранных граждан и по отношению к иностранным гражданам.

Как вы выбирали, кому помогать? Как люди находили помощь?

Сарафанное радио, объявления, социальные сети. Главное – удалось накормить всех. Подчеркну, вся гуманитарная помощь шла от общественных организаций, государство ничего не выделяло – ни из фондов, ни из каких-либо средств. Это была, на мой взгляд, колоссальная ошибка. Её надо учесть. Людям нужна помощь, её можно было дать.

Следующий этап проблем начался, когда открылся выезд с территории РФ – у людей появилась возможность вернуться домой, но не всегда удавалось её реализовать. В Дагестане возникли лагеря тех, кто хотел выехать в Азербайджан, их не пускало собственное государство. Азербайджан закрыл границы от всех, другие государства в Средней Азии тоже. Границы были закрыты официально, но люди всё равно просачивались, выстраивались очереди. И тут тоже помогали местные общественные организации: где-то выделили помещение для временного проживания, где-то поставили всем палатки. Без помощи не оставили тех людей, которые приехали с последними деньгами, только чтобы попасть на родину. Вот, пожалуйста: в Кыргызстан люди шли пешком через Казахстан!  

Вы упомянули про национальные общественные организации, которые помогали людям. Какие, например? И важно ли, чтобы к этой работе подключались лидеры мнений? Например, в Кыргызстане супруга Садыра Жапарова, Айгуль Жапарова сейчас очень активно помогает волонтёрам –насколько важен такой пример?

Да, в Кыргызтане есть неравнодушные люди, и они взяли на себя обязанности по приёму людей, по их распределению. Это отличная тенденция. Я считаю, в этом проявляется позиция государства. Давайте вспомним: почему в Кыргызстане в октябре начались волнения и народное недовольство вспыхнуло? Когда у людей нет работы, им банально нечего есть. Протестная база в Кыргызстане – это люди, которые приехали из России, которые видели здесь лучшее качество жизни. Мы можем прогнозировать усиление оппозиционных настроений в государствах СНГ, если эту ситуацию не возьмут под контроль. Причём в большинстве случаев, я убеждён, у государств есть и силы, чтобы помогать людям, и средства. Нужно только желание усилить помощь и поддержку своим гражданам.

Каково будущее тех мигрантов, кто остаётся в России?

Могу сказать одно: без иностранных граждан Россия не сможет. У нас и раньше без них ничего не получалось, но просто раньше был Советский Союз, единое государство, а сейчас «иностранцами» оказались свои же люди. Фактически ничего не изменилось. В Москве иностранцы – это 7-8% рабочей силы. Это сфера общепита, ЖКХ, строительства… Это множество работ, на которые россияне по каким-то причинам не хотят идти. Можем ли мы обойтись без иностранных граждан? Можем, но всем нам будет намного хуже.

И я хотел бы подчеркнуть, что указ Президента России Владимира Путина от 18 апреля о нахождении иностранных граждан в РФ во время пандемии реально спас ситуацию. Потому что, если бы не этот указ, сотни тысяч людей остались бы вне правового поля. Этот документ показал: иностранные граждане необходимы России.