Дети-мигранты в России: примерные ученики или троечники?

Дети-мигранты в России: примерные ученики или троечники?

В пятницу, 18 декабря 2020 года, в Международный день мигранта, специалисты-социологи из России обсудили особенности школьного образования для детей-мигрантов – в том числе тех, кто прибыл из Кыргызстана. По словам  экспертов, залог успеха хорошей адаптации ребёнка – возраст, в котором он приехал в Россию: после 12 лет уже слишком поздно.

Россия нуждается в последовательной политике привлечения мигрантов на долгосрочной основе. Семейная миграция в рамках этой политики заслуживает особого внимания. Согласно имеющимся данным, мигранты, которые берут с собой детей, отправляясь в Россию, как правило, обладают высоким уровнем образования и владения русским языком. Таких мигрантов не очень много – чуть более 10% от общего числа прибывающих в Россию. У остальных возникают естественные сложности, тем более, что в минувшем десятилетие родилось уже много «мигрантов второго поколения» – детей мигрантов, родившихся в России. От того, насколько российская образовательная система будет эффективна в деле адаптации таких детей, зависит готовность и их самих, и их родителей связать свое будущее с Россией. Об этом рассказал Даниил Александров, заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

«В небольших городах, где общий культурный уровень не так уж высок, на фоне основного «местного» контингента дети-мигранты часто выглядят примерными учениками. Адаптация в понимании учителей – это прежде всего успехи в освоении русского языка, в учёбе, включенность в коллектив. В глазах учителя эти ребята – «хорошие» ученики. Может быть контраст: одни и те же учителя могут говорить, что миграция – это плохо, но в то же время они скажут, что у них в классе отличные детишки из мигрантов. Проблемы будут скорее с родителями – если они плохо говорят по-русски и не могут выстраивать диалог со школой», - объяснил Александров.

Он подчеркнул: особенно сложно с теми, кто приехал в подростковом возрасте.

«Если ребёнок приехал в Россию в 12-13 лет, то у него наверняка хуже мотивация к учёбе. Таких детей часто определяют в класс младше, чем положено по возрасту, и им сложно усваивать программу. При этом мальчики 14-15 лет часто говорят, что им куда больше хотелось бы работать вместе с отцами, а не сидеть за партой – они чувствуют себя уже взрослыми мужчинами. Школа ценна для них только потому, что там можно играть в футбол», - добавил Александров.

По словам эксперта, одна из ключевых проблем – невозможность полноценной интеграции в обучение детей, которые плохо знают русский язык. Им следовало бы заниматься в специальной группе по изучению русского как иностранного (такая практика существует в школах США), но вместо этого единственный распространённый выход – это определять детей в классы на 1-2 года младше, тем самым провоцируя отставание в остальной программе. Кроме того, дети мигрантов часто демонстрируют превосходную динамику в обучении – но по-прежнему получают «тройки», несмотря на все свои старания, поскольку в школах принято оценивать по абсолютным результатам. Как итог – у детей полностью пропадает мотивация.